Турбовинтовые противопартизанские штурмовики. В настоящее время наиболее распространенными противопартизанскими турбовинтовыми самолётами являются изделия бразильской фирмы Embraer EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano. Самолёт EMB-314 Super Tucano создан на базе EMB-312 Tucano и имел обозначение ЕМВ-312Н. Первый полёт прототипа состоялся в 1991 году. Первоначально предполагалось увеличить мощность двигателя, установить встроенное вооружение, повысить дальность полёта. На международных выставках вооружения ЕМВ-312Н рекламировался как турбовинтовой боевой самолёт, предназначенный для борьбы с легкомоторной авиацией, вертолётами и оказания непосредственной авиационной поддержки. Эта модификация имела удлинённый фюзеляж, усиленный планер, более мощную силовую установку. Но в связи с возросшими требованиями заказчика в конструкцию «Супер Тукано» были внесены более глубокие изменения. Вес пустого самолёта увеличился до 2420 кг, а длина почти на полтора метра.
Турбовинтовые самолёты EMB-312 Tucano и EMB-314 Super Tucano
Согласно техзаданию, выданному командованием ВВС Бразилии, новый турбовинтовой боевой самолёт должен был обладать большой дальностью полета и автономностью, способностью работать днем и ночью в любых метеорологических условиях и возможностью базирования на слабо подготовленных грунтовых аэродромах с минимальным техническим обслуживанием. Ресурс планера EMB-312 Tucano доведён до 14000 часов с возможностью продления ещё на 4000 часов. На ЕМВ-312 назначенный ресурс планера составляет 8000 часов.
Серийное производство EMB-314 Super Tucano началось в 2003 году. От ранней модели эта машина отличалась новым фонарём кабины, усовершенствованной авионикой с использованием жидкокристаллических индикаторов и возможностью использования приборов ночного видения. Помимо инерциальных навигационных систем, в состав БРЭО введён приемник спутниковой навигации. Кабина и наиболее уязвимые конструктивные элементы прикрыты броневыми преградами из кевлара, удерживающими бронебойные винтовочные пули выпущенными с расстояния 300 м. При действиях в зоне сильной ПВО возможно усиление бортов кабины керамическими пластинами, но это примерно на 200 кг снижает массу боевой нагрузки. Лобовое бронестекло способно выдерживать столкновение с крупными птицами на скорости 500 км/ч. Топливные баки протектированы и заполняются нейтральным газом. Спасение экипажа обеспечивается катапультными креслами Martin Baker Mk 10 LCX.
Двигатель Pratt &Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л.с. обеспечивает в горизонтальном полёте максимальную скорость 590 км/ч. Крейсерская скорость — 508 км/ч. Самолёт предыдущей модели, EMB-312 Tucano, с силовой установкой EMB-312 мощностью 750 л.с. мог развить скорость 458 км/ч. Самолёт способен находиться в воздухе более 8 часов. Перегоночная дальность полёта – 2500 км. Боевой радиус с нагрузкой 1500 кг – 550 км. Нормальная взлётная масса составляет 2890 кг, а максимальная – 3210 кг. «Супер Тукано» способен работать в условиях высокой температуры и влажности, имеет хорошие взлётно-посадочные характеристики, что позволяет ему базироваться на ограниченных по протяженности грунтовых взлётно-посадочных полосах.
По сравнению с EMB-312 Tucano вооружение EMB-314 Super Tucano значительно усилено. В крыле установлены два 12,7-мм пулемёта FN Herstal M3P с темпом стрельбы по 1100 выстр./мин. Боекомплект – 200 патронов на ствол. Также предусмотрена подвеска 20-мм пушки GIAT M20A1 и четырёх контейнеров с 7,62-12,7-мм пулемётами. На пяти внешних узлах может быть размещено вооружение общей массой до 1550 кг: блоки НАР, бомбы и кассеты весом до 250 кг, управляемое вооружение. Для применения управляемого вооружения установлена система отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в аппаратуру управления средствами поражения самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick).
Благодаря введению в боекомплект ракет воздушного боя AIM-9L Sidewinder, MAA-1A Piranha и Python 4 «Супер Тукано» способен вести оборонительный воздушный бой с реактивными истребителями. Расширились возможности по борьбе с вертолётами и легкомоторными самолётами. Для противодействия ракетам с тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей.
Благодаря универсальности, относительно невысокой стоимости и низким эксплуатационным расходом EMB-314 Super Tucano на сегодняшний день является наиболее успешно продаваемым лёгким турбовинтовым боевым самолётом. По состоянию на 2019 год заказчикам поставлено более 250 «Супер Тукано». В 2009 году в США был объявлен конкурс на поставку 100 лёгких противопартизанских штурмовиков. Помимо EMB-314 Super Tucano, в нём участвовал AT-6B Texan II, предложенный компанией Hawker Beechcraft.
AT-6B Texan II
Лёгкий штурмовик AT-6B Texan II совершил свой первый полет 5 апреля 2010 года. Эта машина является вооруженной модификацией двухместного УТС T-6 Texan II, который, в свою очередь, создан на базе швейцарского Pilatus PC-9. На AT-6B Texan II установлен ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-68D мощностью 1600 л.с. Максимальная скорость полёта 580 км/ч. Крейсерская скорость — 426 км/ч. Вес пустого – 2671 кг. Максимальный взлётный вес — 4536 кг. На семи внешних узлах может быть подвешено вооружение общей массой до 1319 кг. Самолет оснащен индикатором на фоне лобового стекла, многофункциональными дисплеями и электронно-оптической инфракрасной камерой L-3 Wescam Mx-15Di. Предусмотрена установка аппаратуры защиты от ИК и лазерных ГСН УР классов «земля-воздух» и «воздух-воздух», системы предупреждения о радиолокационном облучении и автомат отстрела ИК-ловушек. На самолете имеется система управления средствами РЭБ ALQ-213, защищенная система радиосвязи ARC-210, цифровая аппаратура передачи данных.
В 2012 году победителем конкурса был объявлен «Супер Тукано», но компания Hawker Beechcraft подала апелляцию, и его итоги признали недействительными. Тем не менее, повторные испытания состоявшиеся в 2013 году подтвердили превосходство EMB-314 Super Tucano, и МО США оформило первоначальный контракт на закупку 20 самолётов общей стоимостью $427 млн. Помимо турбовинтовых штурмовиков, предусматривалась покупка расходных материалов и запчастей.
Основной причиной победы EMB-314 Super Tucano над AT-6B Texan II, помимо меньшей закупочной цены, стали более низкая стоимость эксплуатации и больший вес полезной нагрузки. При этом «Супер Тукано» американской сборки должны комплектоваться радиоэлектронным оборудованием, аналогичным устанавливаемому на АТ-6В Texan II. Специально оговаривается возможность ночного применения и использования лёгких высокоточных боеприпасов, что должно повысить ударный потенциал штурмовиков. В то же время, несмотря на проигрыш в конкурсе объявленном ВВС США, компания Hawker Beechcraft одновременно с продажей УТС T-6 Texan II обсуждает возможность поставки AT-6B в Мексику и Аргентину.
Для облегчения доступа «Супер Тукано» на рынок стран-союзников США американской компанией Sierra Nevada Corporation (SNC) и бразильской Embraer было организовано совместное производство турбовинтовых самолётов. При этом стоимость одного самолёта, собранного на предприятии в Джексонвилле во Флориде, в 2019 году составляла более $18 млн. Обучение иностранных пилотов осуществляется инструкторами 81-й истребительной эскадрильи ВВС США на авиабазе Муди в Джорджии.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты А-29 Super Tucano на авиабазе Муди
В американских вооруженных силах турбовинтовой штурмовик получил обозначение А-29 Super Tucano. Известны две модификации:
— А-29А: одноместный самолёт, на котором на месте второго члена экипажа установлен дополнительный топливный бак на 400 литров. Этот самолёт в основном предназначен для нанесения ударов по наземным целям с использованием неуправляемых авиационных боеприпасов, перехвата легкомоторных самолётов, борьбы с вертолётами и беспилотными летательными аппаратами. По информации фирмы Embraer, одноместный А-29А с поисковым подвесным контейнером, фиксирующим тепловое излучение, благодаря увеличенной дальности полёта прекрасно зарекомендовал себя в роли ночного истребителя при перехвате лёгких самолётов контрабандистов;
— А-29В: двухместный вариант, на котором оператор вооружения при помощи подвесной оптикоэлектронной станции и РЛС бокового обзора может вести поиск воздушных и наземных целей в тёмное время суток. На данной модели расширены возможности по применению высокоточных боеприпасов. А-29В очень хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях в Колумбии и Афганистане.
А-29А Super Tucano ВВС Бразилии
По состоянию на вторую половину 2019 года самолёты А-29А и А-29В были приобретены Анголой, Афганистаном, Бразилией, Буркина-Фасо, Ганой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Индонезией, Колумбией, Ливаном, Мали, Мавританией, Нигерией, Сенегалом, Туркменией, Чили, Филиппинами. Кроме того, несколько А-29 имеется в распоряжении Командования специальных операций ВВС США.
А-29В Super Tucano ВВС Нигерии
По состоянию на 2019 год около 200 штурмовиков EMB-314 Super Tucano налетали более 150 000 часов, в том числе 22 000 часов в боевых вылетах. Благодаря высокой манёвренности, низкой тепловой заметности и хорошей живучести самолёты прекрасно зарекомендовали себя во время выполнения боевых задач. Ни один турбовинтовой штурмовик не потерян от зенитного огня. Впрочем, в зоне боевых действий «Супер Тукано» не всегда выполняют ударные функции, зачастую они используются как самолёты разведки и наблюдения.
Хотя «Супер Тукано» принят на вооружение в большинстве стран-эксплуатантов относительно недавно, этот самолёт имеет уже серьёзный опыт боевого применения. ВВС Бразилии получили 99 самолетов общей стоимостью $214,1 млн.: 33 одноместных A-29А и 66 двухместных А-29В.
А-29В Super Tucano ВВС Бразилии
Благодаря наличию второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения и лётчика-наблюдателя, двухместный А-29В является оптимальным для использования в операциях, где осуществляется вооруженная разведка. При этом «Супер Тукано» использовался как часть системы контроля Амазонки SIVAM (Sistema para Vigilancia de Amazonas) совместно с другими разведывательными и ударными самолётами.
3 июня 2009 года два «Супер Тукано» ВВС Бразилии, наводимые по командам самолёта ДРЛО EMB-145 AEW&C, перехватили в районе Альта-Флореста-д'Эсте самолет Cessna U206G с незаконным грузом из Боливии. После того как по курсу «Цессны» были произведены предупредительные очереди из 12,7-мм пулеметов, самолёт контрабандистов совершил посадку в аэропорту Кокоаль. Два члена экипажа пытались скрыться, но были задержаны полицией. На борту оказалось 176 кг концентрированной кокаиновой пасты, что было достаточно для изготовления почти тонны кокаина.
В рамках борьбы с криминальной деятельностью в бассейне Амазонки 5 августа 2011 года началась операция «Агата». В операции приняли участие более 3000 военных и полицейских, было задействовано 35 самолётов и вертолётов, несколько вооруженных катеров. В течение 30 дней осуществлялись мероприятия по пресечению незаконной вырубки ценных пород древесины, добыче полезных ископаемых и торговле редкими видами животных. Уничтожались фабрики по изготовлению наркотиков и места их хранения. Самолёты А-29 Super Tucano для разрушения объектов наркоторговцев сбрасывали 227-кг авиабомбы Mk 82. При этом поиск целей и наведение штурмовиков на цель осуществлялись с беспилотников израильского производства Hermes 450.
15 сентября 2011 года на границе с Уругваем, Аргентиной и Парагваем стартовала операция «Агата-2». В ходе её «Супер Тукано» уничтожили три аэродрома в джунглях и совместно с истребителями F-5Е/EM перехватили 33 самолета, перевозившие наркотики. Бразильским силовикам удалось захватить 62 тонны наркотических веществ, произвести более 3000 арестов и изъять более 650 тонн оружия и взрывчатых веществ.
22 ноября 2011 года Бразилия в районах, граничащих с Боливией, Перу и Парагваем, начала операцию «Агата-3». В ней участвовало 6500 человек при поддержке 10 вооруженных речных судов, 200 единиц автотранспорта и бронетехники, а также 70 самолетов. «Агата-3» стала самой масштабной бразильской спецоперацией с участием армии, флота и ВВС по борьбе с незаконной торговлей людьми и организованной преступностью в приграничной зоне. Помимо А-29А/В, в операциях принимали участие боевые самолёты АМХ, F-5 Tiger II, самолёты ДРЛО EMB-145 AEW&C и БПЛА. После окончания спецопераций «Агата» представитель Министерства обороны Бразилии сообщил, что по состоянию на начало 2011 года было изъято наркотиков на 1319% больше, чем за предыдущее полугодие.
В настоящее время «Супер Тукано» совершают регулярные патрульные полёты над труднодоступными районами Бразилии. Для повышения эффективности патрулирования самолёты в большинстве случаев несут контейнеры с разведывательной аппаратурой американского и французского производства. В 2014 году стало известно, что на части бразильских А-29В используется компактная РЛС бокового обзора, способная обнаруживать группы вооруженных людей и транспортные средства, укрытые под кронами деревьев. Из 99 самолётов, полученных Força Aérea Brasileira, четыре потеряны в лётных происшествиях.
В 2005 году Колумбия заключила контракт стоимостью $234 млн. на поставку 25 А-29В Super Tucano. Все самолёты были получены в период с декабря 2006 по июнь 2008 года. В тот же период США в рамках военной помощи предоставили высокоточные авиационные боеприпасы.
А-29В Super Tucano ВВС Колумбии
Первый боевой вылет колумбийских «Супер Тукано» состоялся 18 января 2007 года. В этот день эскадрилья А-29В сбросила 227-кг авиабомбы Mk 82 на позиции «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC). В 2008 году в ходе операции «Феникс» «Супер Тукано» ВВС Колумбии, вооруженный бомбами с лазерным наведением Griffin, нанёс удар по цели на территории Эквадора. При этом была уничтожена группа боевиков, среди которых находился заместитель главнокомандующего FARC Рауль Рейеса. Это событие привело к дипломатическому разрыву между двумя странами.
21 сентября 2010 года началась операция «Содома», во время которой две эскадрильи А-29В сбросили 7 тонн бомб на лагерь FARC, где находилось около 700 бойцов. После авиаудара с вертолётов высадился колумбийский спецназ. В результате партизаны отступили, оставив в лагере более 20 убитых, среди которых были руководители движения FARC. В октябре 2019 года во время операции «Дарьен», проводимой в департаменте Чоко, экипажи турбовинтовых штурмовиков в ночное время для обнаружения групп повстанцев использовали инфракрасные камеры и наносили по ним удары 70-мм управляемыми ракетами с лазерным наведением.
15 октября 2011 года вооруженные силы Колумбии начали крупную антиповстанческую операцию «Одиссео». Помимо других боевых самолётов, непосредственную авиационную поддержку оказывали 18 «Супер Тукано», груженные 113 и 227 кг авиабомбами. Пять самолётов использовались для применения 500-фунтовых корректируемых авиабомб. В конце 2011 года колумбийская армия сумела нанести партизанам тяжелые потери. В ходе операции «Одиссео» был убит лидер «Революционных вооруженных сил Колумбии» Альфонсо Кано.
На рассвете 22 февраля 2012 года А-29В сбросили корректируемые бомбы на лагерь FARC в 15 км к северу от Боджая, недалеко от границы с Панамой. В ходе операции «Фронтера» было убито шесть повстанцев, в том числе Педро Альфонсо Альварадо (псевдоним Мапанао), который был ответственен за бойню в Боджайе в 2002 году, в ходе которой погибли 119 мирных жителей.
Ранним утром 21 марта 2012 года во время операции «Фараон» пять «Супер Тукано» бомбили базу FARC в Арауке, недалеко от границы с Венесуэлой, убив 33 повстанцев. Пять дней спустя в ходе операции «Армагедон» девять турбовинтовых штурмовиков атаковали передовой укреплённый блокпост партизан в районе Виста-Эрмоса. В течение трёх минут на цель было сброшено тридцать шесть 227-кг авиабомб. При этом атакованный объект оказался полностью разрушен, было убито 36 повстанцев.
В конце мая 2012 года шесть А-29В обстреляли ракетами лагерь «Армии национального освобождения» (ELN), расположенный в окрестностях Санта-Роза в департаменте Боливар. 31 мая 2012 года в результате бомбардировки лагеря ELN в труднодоступном районе департамента Чоко погибли семь боевиков.
6 июня 2012 года во время бомбардировки объекта FARC, расположенного в северном департаменте Антиокия, пять «Супер Тукано» сбросили 227-кг бомбы, убив 12 повстанцев.
В сентябре 2012 года турбовинтовые штурмовики выявляли объекты боевиков и обеспечивали непосредственную авиационную поддержку во время операции «Омега», в ходе которой более 20 партизан были убиты и четверо взяты в плен. Среди погибших оказалось несколько командиров. При этом колумбийская военная разведка считает, что повстанцы понесли большие потери, но успели похоронить значительную часть уничтоженных в ходе бомбардировки бойцов.
Успешные действия правительственных сил, поддерживаемых точными и эффективными авиаударами турбовинтовых боевых самолётов, привели к утрате былого положения FARC и ELN, боевики которых ранее контролировали около половины территории страны. В результате уцелевшие лидеры повстанцев объявили об отказе от вооруженной борьбы и начале переговоров с правительством. В 2012 году представители FARC заявили о том, что один «Супер Тукано» удалось сбить зенитным огнём. Однако в ходе обследования обломков самолёта, проведённого специалистами Fuerza Aérea de Colombia и представителями компании Embraer, боевых повреждений не обнаружилось.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Т-27 Tucano и А-29В Super Tucano на авиабазе Апиай
В настоящее время в ВВС Колумбии числится 24 самолета А-29В Super Tucano. Турбовинтовые штурмовики размещены на трёх авиабазах и используются для патрульных полётов и пресечения наркотрафика.
В 2010 году компания Embraer объявила о выполнении контракта на поставку восьми А-29В в Доминиканскую Республику. Самолёты предназначались для обучения пилотов, обеспечения внутренней безопасности, пограничного патрулирования и борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Для контроля воздушного пространства страны и наведения перехватчиков на цель в международных аэропортах Лас-Америкас и Пунта-Кана были развёрнуты радиолокационные посты.
А-29В Super Tucano ВВС Доминиканской Республики
Вскоре после того как доминиканские «Супер Тукано» стали подниматься на перехват воздушных судов, незаконно вторгающихся в воздушное пространство страны, количество нарушений воздушной границы сократилось более чем на 80%. В мае 2012 года президент Доминиканской Республики Леонель Фернандес отдал приказ вооруженным силам направить «Супер Тукано» для борьбы с наркотиками на Гаити.
В составе ВВС Эквадора с мая 2010 года имеется 10 А-29В Super Tucano. Две эскадрильи размещены на авиабазе Манта на западе страны. Самолёты одной эскадрильи используются для повышения квалификации и поддержания лётных навыков пилотов, а вторая является штурмовой и применяется для борьбы с инсургентами в джунглях. В этой роли они заменили предельно изношенные штурмовики A-37 Dragonfly.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты А-29В Super Tucano на авиабазе Манта
В настоящее время «Супер Тукано» активно воюют в Афганистане. В 2011 году лёгкий турбовинтовой штурмовик А-29В Super Tucano стал победителем конкурса на лёгкий боевой самолёт, которым предполагалось заменить боевые вертолёты российского производства в ВВС Афганистана. Финансовые средства для этого были выделены американским правительством. Стоимость одного А-29 составляет около $18 млн.
А-29В Super Tucano ВВС Афганистана
В декабре 2016 года Афганистан получил 8 двухместных штурмовиков А-29В. В 2018 году афганцам было передано 20 самолётов. Согласно справочным данным, в начале 2020 года в афганских ВВС имелось 26 «Супер Тукано». В ближайшее время ожидается поставка ещё 6 самолётов. А-29В Super Tucano, собранные для ВВС Афганистана в американском Джексонвилле, оснащены весьма продвинутым БРЭО и превосходят в этом отношении самолёты, построенные в Бразилии. Для снижения уязвимости от зенитного огня упор делается на применение управляемого вооружения. На самолёте установлены авионика и аппаратура отображения информации израильской компании Elbit Systems и прицельно-поисковые системы производства Boeing Defense, Space & Security. При использовании управляемых боеприпасов задействуется аппаратура отображения данных на шлеме пилота, интегрированная в систему боевого управления самолёта. Система создана на базе цифровой шины MIL-STD-553B и работает по стандарту HOTAS (Hand On Throttle and Stick). Сообщается, что часть афганских А-29В оснащена подвесной РЛС, созданной компанией OrbiSat. Радар способен работать по воздушным и наземным целям и обнаруживать с высокой вероятностью одиночные миномётные позиции. На борту также имеются инерциальные и спутниковые навигационные системы и аппаратура закрытой связи.
Первые боевые вылеты афганских А-29В состоялись в начале 2017 года. По мере поступления новых самолётов и освоения их лётным и техническим составом интенсивность боевых вылетов увеличивалась. Уже весной 2017 года «Супер Тукано», нанося удары по позициям талибов, совершали до 40 боевых вылетов в неделю.
Согласно информации, опубликованной Воздушным корпусом Афганистана в июле 2017 года, турбовинтовые штурмовики без потерь выполнили более 2000 авиаударов. Они оказывали непосредственную авиационную поддержку наземным силам и уничтожали объекты боевиков. В марте 2018 года с афганского А-29В Super Tucano по позициям талибов была впервые применена корректируемая авиабомба GBU-58 Paveway II.
Афганский А-29В Super Tucano с управляемой авиабомбой GBU-58 Paveway II
«Супер Тукано» оказались неплохой заменой вертолётам Ми-35. Немаловажным фактором считается то, что А-29В, в отличие от вертолётов, легко преодолевают горные хребты, неся при этом максимальную боевую нагрузку. Существенным плюсом турбовинтовых штурмовиков является лучшая топливная эффективность и относительно невысокая стоимость лётного часа, которая в 2016 году составляла примерно $600. В то же время стоимость лётного часа транспортно-боевого вертолёта Ми-17В-5 превышала $1000, а у Ми-35 приближалась к $2000. С учётом того, что авиационное топливо на афганские авиабазы доставляется самолётами военно-транспортной авиации или автомобильными конвоями, для сопровождения которых необходимо выделять сильную охрану, топливная эффективность имеет очень существенное значение. Время подготовки Ми-35 к повторному боевому вылету занимает гораздо больше времени, чем у «Супер Тукано». Отдельно отмечается способность А-29В успешно действовать в тёмное время суток, что было крайне проблематично для афганских Ми-17В-5 и Ми-35.
Таким образом, А-29В при аналогичной или даже более высокой боевой эффективности в условиях Афганистана оказался экономически более выгодным, чем тяжелый ударный вертолёт.
Окончание следует…
Источник: topwar.ru