Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
Турбовинтовые противопартизанские штурмовики.В 1970—1990-е годы американцы поставляли своим союзникам противопартизанские штурмовики OV-10 Bronco и A-37 Dragonfly. Однако не все страны, где имелись проблемы с разного рода инсургентами и вооруженными формированиями наркомафии, могли по политическим и экономическим причинам получить специализированные антиповстанческие самолёты. В связи с этим во многих государствах «третьего мира» эксплуатировались устаревшие ударные самолёты или переделанные из поршневых и турбореактивных учебно-тренировочных машин (АT-6 Texan, АТ-28 Trojan, Fouga Magister, T-2D Buckeye, AT-33 Shooting Star, BAC 167 Strikemaster). Дряхлеющие поршневые самолёты требовали тщательного ухода, и полёты на них в связи с высокой степенью износа были связаны с большим риском, а импровизированные штурмовики с турбореактивными двигателями оказались достаточно дороги в эксплуатации и могли нести относительно небольшую боевую нагрузку. Общим недостатком поршневых и турбореактивных штурмовиков, построенных на базе УТС, было почти полное отсутствие брони и конструктивных элементов, повышающих стойкость к боевым повреждениям, что делало их уязвимыми даже к обстрелу из лёгкого стрелкового оружия.

По мере выработки ресурса поршневые и турбореактивные учебно-тренировочные самолёты, построенные в 1940—1960-е годы, списывались, и им на смену приходили турбовинтовые машины. В августе 1978 года началось серийное производство турбовинтового самолёта PC-7 Turbo Trainer. Этот УТС, спроектированный специалистами швейцарской фирмы Pilatus, не был первым самолётом такого назначения, оснащённыи турбовинтовым двигателем, но именно он благодаря удачному сочетанию высоких лётных данных, надёжности и относительно низким эксплуатационным расходам получил широкое распространение. Учебно-тренировочный РС-7 эксплуатировался более чем в 25 государствах. С учётом модернизированных вариантов было построено более 600 самолётов.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
PC-7 Turbo Trainer ВВС Австрии
Самолёт с максимальной взлётной массой 2710 кг был оснащён ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-25A мощностью 650 л.с и трёхлопастным винтом Hartzell HC-B3TN-2. Максимальная скорость в горизонтальном полёте — 500 км/ч. Скорость сваливания – 119 км/ч. Перегоночная дальность полёта – 1350 км. На шести узлах подвески могли быть размещены бомбы, блоки с неуправляемыми реактивными снарядами и контейнеры с 7,62-12,7-мм пулемётами общей массой до 1040 кг.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
Правительство Швейцарии жестко ограничивало поставки продукции оборонного назначения за рубеж, и на этапе заключения контракта с иностранным заказчиком у которого имелись территориальные споры с соседями или на территории страны действовали повстанцы, специально оговаривалось условие, что самолёт не будет применяться в военных целях. Несмотря на это, в ВВС ряда стран PC-7 использовался в роли лёгкого штурмовика. На момент появления у PC-7 практически не было конкурентов на мировом рынке вооружения, и он пользовался большой популярностью среди иностранных заказчиков. Все были довольны, швейцарцы продавали его как мирный учебно-тренировочный самолёт, а заказчики после небольшой доработки получали достаточно эффективный и недорогой противопартизанский штурмовик. Так как самолёты поставлялись без вооружения и прицелов, их переоборудовали уже на месте или на авиаремонтных предприятиях в третьих странах. При этом прокладывались дополнительные электрические жгуты, монтировались узлы подвески, прицельное оборудование, кнопки и тумблеры управления оружием. Часто, но не всегда на «Пилатусы», способные нести авиационные средства поражения, устанавливали локальное бронирование кабины и баллоны с азотом для предотвращения взрыва паров топлива при простреле топливных баков.

Судя по имеющейся информации, РС-7 были впервые использованы в боевых действиях в 1982 году в ходе гражданской войны в Гватемале. Переоборудованные в штурмовики двенадцать «Пилатусов» вели вооруженную разведку в районах, контролируемых левыми повстанцами. Достоверно известно, что турбовинтовые РС-7 Turbo Trainer совместно с реактивными штурмовиками A-37 Dragonfly подвергали обстрелам и бомбардировкам не только лагеря партизан, но и деревни, населённые мирными жителями, во время которых, помимо бомб и НАР, также использовался напалм. В ходе гражданской войны американские советники делились с гватемальскими военными полученным во Вьетнаме опытом применения противопартизанских самолётов. США также финансировали обучение лётно-технического состава, ремонт самолётов и закупку запчастей.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
PC-7 Turbo Trainer ВВС Гватемалы
Огнём из стрелкового оружия один «Пилатус» был сбит, а ещё как минимум один, получивший серьёзные повреждения, пришлось списать. После окончания гражданской войны большую часть турбовинтовых штурмовиков вывели из эксплуатации. В 2019 году в составе ВВС Гватемалы числился один PC-7, который использовался для тренировочных полётов.

Практически одновременно с Гватемалой 16 PC-7 закупила Бирма. После переоборудования штурмовики, развёрнутые на аэродроме Лашио, активно применялись против повстанцев, действующих в северо-восточной части страны. Один самолёт сбит зенитным огнём, ещё три разбились в лётных происшествиях. Несколько «Пилатусов» из этой партии до сих пор в строю, но в противоповстанческих операциях они больше не задействуются. Для этого предназначены китайские реактивные штурмовики A-5C и российские боевые вертолёты Ми-35.

В 1982 году Ангола приобрела 25 УТС PC-7 Turbo Trainer, и на первом этапе эти машины применялись по прямому назначению. В начале 1990-х «Пилатусы» под управлением южноафриканских наёмников частной военной компании Executive Outcomes сыграли важную роль в разгроме вооруженной группировки UNITA. Южноафриканцы, нанятые ангольским правительством, совершали весьма рискованные полёты над джунглями, осуществляя поиск объектов UNITA. После обнаружения лагерей и позиций боевиков их «помечали» фосфорными боеприпасами. Точечные цели атаковали реактивные МиГ-23, а площадные накрывали 250-кг фугасками переделанные в бомбардировщики транспортные самолёты Ан-12 и Ан-26. Уход от цели на предельно малой высоте и невысокая тепловая заметность турбовинтового двигателя позволяли «Пилатусам» избегать поражения ракетами ПЗРК. Пилоты южноафриканской компании Executive Outcomes продемонстрировали, что при правильной тактике применения турбовинтовые самолёты, используемые в роли передовых авиационных наводчиков, способны успешно действовать против противника, имеющего в своём распоряжении 12,7-14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитки ЗУ-23 и ПЗРК «Стрела-2М». В 1995 году несколько PC-7, пилотируемые наёмниками Executive Outcomes, также участвовали в боевых действиях против «Объединённого революционного фронта» (RUF) в Сьерра-Леоне.

Самолёты Pilatus PC-7 Turbo Trainer применялись обеими сторонами в ходе ирано-иракской войны. Ирак получил 52 самолёта в 1980 году, а Иран — 35 в 1983 году. Хотя эти машины изначально были безоружными, их быстро милитаризировали на местных авиаремонтных предприятиях. Наряду с выполнением учебно-тренировочных полётов турбовинтовые «Пилатусы» привлекались для разведки, наблюдения и корректировки артиллерийского огня. Известны случаи, когда они наносили удары НАР по переднему краю противника. В ряде источников говорится, что переоборудованные иракские PC-7 в конце 1980-х распыляли отравляющие вещества над районами компактного проживания курдов, что впоследствии было признано военным преступлением. Использование учебно-тренировочных самолётов для применения химического оружия стало причиной ужесточения контроля швейцарским правительством за их экспортом, что во многом открыло дорогу бразильскому «Тукано». В настоящее время все PC-7, использовавшиеся Ираком, выведены из эксплуатации, а в Иране, согласно справочным данным, в лётном состоянии до сих пор находится два десятка машин.

В 1985 году в составе ВВС Чада появились два PC-7. Эти самолёты был переданы Францией для замены устаревших поршневых штурмовиков A-1 Skyraider, на них летали французские пилоты. Турбовинтовые самолёты воевали на стороне действующего президента Хиссен Хабре против отрядов экс-президента Гукуни Уэддея и поддерживающих его ливийских войск. Судьба этих самолётов неизвестна, уже в 1991 году они в воздух не поднимались. Три РС-7, поставленные в 1995 году, вели вооруженную разведку и атаковали конвои повстанцев в приграничных с Суданом районах. Два «Пилатуса» до сих пор числятся в списочном составе Chadian Air Force.

Первые из 88 заказанных УТС PC-7 поступили в ВВС Мексики в 1980 году. Вскоре часть самолётов была вооружена блоками НАР и контейнерами с пулемётами. Эти машины использовались для тренировки и обучения атакам наземных целей, а также совершали патрульные полёты в труднодоступных районах страны.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
PC-7 Turbo Trainer ВВС Мексики
В 1994 году мексиканские РС-7 обстреливали 70-мм неуправляемыми ракетами лагеря «Сапатистской армии национального освобождения» (EZLN) в штате Чьяпас. Правозащитные организации приводили свидетельства, что при этом пострадало немало мирных жителей, это в итоге стало причиной запрета, наложенного правительством Швейцарии, на продажу учебно-тренировочных самолётов в Мексику. Согласно информации, опубликованной World Air Forces 2020, лёгкие турбовинтовые штурмовики PC-7 в настоящее время являются самым массовыми и боеспособными мексиканскими боевыми самолётами. Всего в Fuerza Aérea Mexicana их насчитывается 33 единицы.

С учётом того, насколько широкое распространение турбовинтовые PC-7 получили в странах «третьего мира», приведённый список вооруженных конфликтов, в которых участвовали эти самолеты, является неполным. Некоторые машины неоднократно переходили из рук в руки. В силу относительно невысокой стоимости эксплуатации и неприхотливости в обслуживании «Пилатусы» являлись ликвидным товаром на «чёрном» оружейном рынке. Так, несколько УТС РС-7, поставленных в 1989 году ВВС Бопутатсвана, оказались в распоряжении наёмнических групп, были переоборудованы и со второй половины 1990-х использовались в «Великой Африканской войне», в которой участвовало более двадцати вооружённых групп, представлявших девять государств. Можно констатировать, что усилия правительства Швейцарии о недопущении участия самолётов РС-7 в вооруженных конфликтах оказались тщетными. Тем не менее, высокий спрос на турбовинтовые учебно-тренировочные самолёты стимулировал процесс их совершенствования. Модификация известная как PC-7 Mk II получила новое крыло и двигатель Pratt Whitney Canada PT6A-25C мощностью 700 л.с.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
PC-7 Mk II ВВС ЮАР
Эволюционным вариантом развития УТС РС-7 стал PC-9. Серийное производство PC-9 началось в 1985 году. Самолёт сохранил прежнюю компоновку, от РС-7 он отличался двигателем Pratt Whitney Canada РТ6А-62 мощностью 1150 л.с., более прочным планером, улучшенной аэродинамикой и катапультируемыми креслами.

Самолёт с максимальной взлётной массой 2350 кг имеет боевой радиус действия 630 км. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – 593 км/ч. Крейсерская скорость – 550 км/ч. Скорость сваливания – 128 км/ч. Вес боевой нагрузки на шести узлах подвески составляет 1040 кг. РС-9 может одновременно нести две 225-кг и четыре 113-кг авиабомбы или контейнеры с пулемётами и блоки НАР.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
РС-9 ВВС Ирландии
РС-9 создавался по заказу ВВС Великобритании, но вместо него на вооружение приняли модернизированный Embraer EMB 312 Tucano, лицензионное производство которого было налажено в 1986 году. Первым покупателем УТС РС-9 стала Саудовская Аравия, заказавшая 20 самолётов. По состоянию на 2020 год было произведено более 270 экземпляров. С учётом широкого использования РС-7 в вооруженных конфликтах, продажа РС-9 в страны «третьего мира» была ограничена. Несмотря на попытки правительства Швейцарии избежать участия поставляемых на экспорт самолётов в региональных конфликтах, это оказалось невыполнимо. PC-9 ВВС Чада участвовали в боевых действиях на границе с Суданом, а ВВС Мьянмы использовали их для борьбы с повстанцами. Самолёты этого типа имеются также в Анголе, Омане и в Саудовской Аравии. Эти страны с большой долей вероятности могли применять самолёты в боевых действиях в качестве разведчиков и лёгких штурмовиков, но достоверных подробностей нет.

Как уже говорилось, ограничения, введённые правительством Швейцарии на экспорт турбовинтовых штурмовиков, сыграли на руку бразильской авиастроительной фирме Embraer. В 1983 году в Бразилии началось серийное производство самолёта EMB 312 Tucano, который с самого начала позиционировался не только как УТС, но и как лёгкий штурмовик. Изначально, на стадии проектирования, была поставлена задача минимизации стоимости жизненного цикла. «Тукано», будучи одним из наиболее удачных и коммерчески успешных современных учебно-боевых самолетов, стал визитной карточкой бразильского авиапрома и получил заслуженное признание как в Бразилии, так и за рубежом. Этот самолёт во многом является своеобразным эталоном для создателей других УТС и легких многоцелевых боевых самолётов с турбовинтовым двигателем. Турбовинтовой EMB 312, помимо подготовки пилотов, очень хорошо себя проявил в роли легкого штурмовика и патрульного самолёта в «противопартизанских» операциях, где отсутствовало противодействие со стороны истребителей и современных средств ПВО.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
EMB 312 Tucano
Как и учебно-боевые самолёты РС-7 и РС-9, выпущенные фирмой Pilatus, бразильский «Тукано» построен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным прямым крылом и внешне напоминает поршневые истребители Второй мировой войны. «Сердцем» EMB 312 Tucano является ТВД Pratt Whitney Canada РТ6А-25С мощностью 750 л. с. с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага. В горизонтальном полёте самолёт способен развить скорость 458 км/ч. Крейсерская скорость – 347 км/ч. Скорость сваливания – 128 км/ч. Максимальная взлётная масса – 2550 кг. Перегоночная дальность — 1910 км. При использовании подвесных топливных баков «Тукано» способен находиться в воздухе более 8 часов.

Под фирменным обозначением EMB 312 Tucano существуют две модификации самолёта: Т-27 и АТ-27. Первый вариант в основном предназначен для углублённой подготовки лётного состава и выполнения тренировочных полётов. Второй вариант – это лёгкий штурмовик, на котором устанавливались бронеспинки и осуществлялось локальное бронирование кабины. Топливные баки, находящиеся в крыле, имеют внутреннее антидетонационное покрытие и заполняются азотом. Вооружение размещается на четырех подкрыльевых пилонах (до 250 кг на один пилон). Это могут быть подвесные контейнеры с 7,62-мм пулеметами (боекомплект 500 патронов на ствол), бомбы массой до 250 кг и блоки 70-мм НАР.

Популярности «Тукано» на мировом рынке вооружения также способствовал лицензионный выпуск самолётов данной модели за пределами Бразилии. Отвёрточная сборка самолётов, поставляемых в ближневосточные страны, осуществлялась египетской фирмой «AOI» в городе Хелуане. Во второй половине 1980-х лицензию на производство «Тукано» приобрела британская авиастроительная компания Short Brothers. Модификация для Королевских ВВС отличается двигателем Garrett TPE331-12B мощностью 1100 л. и более продвинутой авионикой. Благодаря использованию более мощного двигателя максимальная скорость увеличилась до 513 км/ч. Всего с июля 1987 года «Шорт» построила 130 «Тукано», получивших в Великобритании обозначение S312.

Short Tucano может нести контейнеры с 12,7-мм пулеметами, бомбы и 70-мм НАР. Самолёты данной модификации также поставлялись в Кувейт и Кению. Всего было произведено 664 самолёта (504 бразильской Embraer и 160 британской Short Brothers), которые летали в ВВС 16 стран.

Так как бразильцы не пытались выглядеть гуманистами в глазах мирового сообщества, «Тукано» продавались в страны, активно борющиеся с разного рода инсургентами и имеющие территориальные споры с соседями. Первым зарубежным покупателем «Тукано» в 1982 году стал Гондурас. В этой стране турбовинтовые EMB 312 заменили поршневые учебно-тренировочные самолёты Т-28 Trojan, переделанные в штурмовики.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
EMB 312 Tucano ВВС Гондураса
В Fuerza Aérea Hondureña 12 «Тукано» использовались для учебно-тренировочных полётов и контроля воздушного пространства страны. В середине 1980-х турбовинтовые штурмовики, поддерживая действия «контрас», наносили удары по территории Никарагуа. В конце 1990-х в рамках усилий по борьбе с транспортировкой наркотиков самолёты EMB 312 привлекались для перехвата воздушных судов, нелегально находящихся в воздушном пространстве страны. В общей сложности было сбито и принудительно посажено пять самолётов, на борту которых находилось около 1400 кг кокаина. В 2020 году в ВВС Гондураса числилось 9 EMB 312. Сообщается, что военное ведомство Гондураса и фирма Embraer заключили контракт на ремонт и модернизацию находящихся в строю машин.

В декабре 1983 года Египет и Бразилия заключили контракт стоимостью $10 млн., в рамках которого предусматривалась поставка 10 готовых УТС и отвёрточная сборка 100 самолётов. Из этой партии 80 «Тукано» было поставлено в Ирак. Неизвестно, использовались ли эти самолёты в боевых действиях, но в настоящее время в ВВС Ирака нет ни одного работоспособного EMB 312.

Летом 1986 года Венесуэла приняла первые четыре EMB-312. Всего в Бразилии было заказано 30 самолетов общей стоимостью $50 млн. Через год ВВС Венесуэлы получили оставшиеся самолеты, разделенные на два варианта: 20 Т-27 для учебных целей и 12 АТ-27 для тактической поддержки сухопутных сил. «Тукано» трёх авиационных групп базировались в Маракае, Барселоне и в Маракайбо. Венесуэльские AT-27 Tucano наряду с OV-10 Bronco принимали активное участие во многих кампаниях по борьбе с партизанами и в операциях по пресечению торговли наркотиками и с похищениями людей в районах граничащих с Колумбией.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
Турбовинтовые штурмовики OV-10 Bronco и AT-27 Tucano ВВС Венесуэлы
В феврале 1992 года «Тукано» и «Бронко» в ходе очередной попытки военного переворота мятежников наносили авиаудары по объектам правительственных сил в Каракасе. При этом один AT-27 был сбит истребителем F-16A, а еще несколько повреждены огнём зенитных 12,7-мм пулемётов. В настоящее время в ВВС Венесуэлы формально числятся 12 «Тукано», но все они нуждаются в восстановительном ремонте.

В 1987 году Парагвай приобрел шесть «Тукано», ещё три бывших в употреблении самолёта были поставлены Бразилией в 1996 году. В том же году штурмовики ВВС Парагвая задействовались в миссиях по борьбе с повстанцами.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
АТ-27 ВВС Парагвая
Для перехвата самолётов с грузом наркотиков, вторгающихся со стороны Боливии, несколько АТ-27 на постоянной основе развернули на авиабазе Марискаль в северо-западной части страны. Так как 7,62-мм пулемёты при стрельбе по воздушным целям обладают недостаточной эффективностью, турбовинтовые перехватчики вооружили 20-мм пушками, а дальность полёта увеличили за счёт подвесных топливных баков.

Иран приобрел 25 «Тукано» в начале 1991 году, уже после окончания ирано-иракской войны. Со второй половины 1990-х века турбовинтовые штурмовики Корпуса стражей Исламской революции перехватывали караваны наркоторговцев в восточной части Ирана, а также наносили удары по отрядам талибов в районах граничащих с Афганистаном. В 2019 году в Иране имелся 21 EMB 312.

Во второй половине 1980-х в Перу назрела необходимость замены выработавших свой ресурс реактивных учебно-боевых самолётов Cessna T-37 Tweet. Для этого в период с 1987 по 1991 год было приобретено 30 АТ-27, но впоследствии 6 самолётов перепродали в Анголу. Первые самолеты, использовавшиеся только для учебно-тренировочных полётов, были окрашены в бело-оранжевый цвет.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
Однако после того как часть перуанских «Тукано» стали привлекать для выполнения боевых задач, на них нанесли камуфляж для джунглей, а некоторые самолёты, предназначенные для ночных миссий, окрасили в темно-серый цвет. Перуанские АТ-27 для устрашения противника были украшены агрессивной акульей пастью.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
АТ-27 ВВС Перу с пулемётными контейнерами
С 1991 года вооруженные контейнерами с пулемётами и блоками НАР «Тукано» ВВС Перу боролись с бандформированиями, действующими в приграничных с Бразилией и Колумбией районах. Эти машины сыграли заметную роль в борьбе с леворадикальной вооруженной группировкой Sendero Luminoso. В период с 1992 по 2000 год самолёты АТ-27 ВВС Перу сбили 9 самолётов, груженных наркотиками, и уничтожили несколько речных судов, на которых перевозили контрабанду. На рассвете 5 февраля 1995 года в ходе вооруженного конфликта с Эквадором несколько перуанских «Тукано», каждый из которых был гружен четырьмя 500-фунтовыми бомбами Mk.82, нанесли удары по позициям эквадорских войск в верховьях реки Сенепа. Для возможности действовать в тёмное время пилоты имели очки ночного видения. В этой войне АТ-27 проявили себя лучше, чем боевые вертолёты Ми-25 и реактивные штурмовики А-37, которые понесли значительные потери от ПЗРК. По сравнению с вертолётами достаточно манёвренные «Тукано» имели более высокую скорость полёта, а благодаря меньшей тепловой заметности турбовинтового двигателя его захват ИК ГСН ПЗРК был затруднён. В ходе войны с Эквадором АТ-27 совершили более 60 боевых вылетов. В ряде случаев они использовались в роли передовых авиационных наводчиков, помечая обнаруженные цели фосфорными боеприпасами, дающими хорошо заметный с воздуха белый дым. После чего по этому месту отрабатывали бомбами и ракетами более скоростные и тяжелые боевые самолёты. В начале 21 века некоторые перуанские «Тукано» получили подвесные контейнеры с инфракрасными датчиками, что позволяет обнаруживать скопления людей и технику в темноте. В 2012 году правительство Перу завило о намерении модернизировать 20 самолётов EMB-312.

В 1992 году Колумбия заказала 14 АТ-27, поставка первых шести самолётов состоялась в декабре того же года. Первые три года колумбийские «Тукано» выполняли только учебно-тренировочные полёты, но по мере ухудшения ситуации в стране их ориентировали на выполнение задач непосредственной авиационной поддержки и перехват легкомоторных самолётов, перевозящих кокаин. Во второй половине 1990-х в ходе операций против «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) «Тукано» без потерь совершили более 150 боевых вылетов.

Боевое применение турбовинтовых штурмовиков в 1970—1990-е годы
АТ-27 ВВС Колумбии
В 1998 году колумбийские турбовинтовые штурмовики оснастили аппаратурой ночного видения, что дало возможность подавлять активность повстанцев в тёмное время суток. В 2011 году Embraer совместно с колумбийской компанией Colombian Aeronautic Industry SA при финансовой поддержке США запустили программу продления срока службы и улучшения боевых характеристик АТ-27. В ходе восстановительного ремонта самолёты получают новое крыло и шасси. Американская компания Rockwell Collins поставляет многофункциональные дисплеи, навигационную аппаратуру и системы закрытой связи.

Турбовинтовые штурмовики, созданные на базе учебно-тренировочных Pilatus РС-7/9 Turbo Trainer и Embraer EMB 312 Tucano, оказались очень удачным решением для многих стран, нуждавшихся в самолётах такого назначения. Конечно, однодвигательные самолёты несколько уступают по боевой живучести и ударному потенциалу специально спроектированным штурмовикам OV-10 Bronco, OV-1 Mohawk и IA-58A Pucarа. Однако далеко не все государства, испытывающие потребность в антипартизанских самолётах, по политическим и экономическим причинам могли позволить себе приобрести специализированные противоповстанческие штурмовики. В начале 1980-х Аргентина просила за двухдвигательный турбовинтовой штурмовик IA-58A Pucarа около $4,5 млн. В это же время EMB 312 Tucano, переоборудованный в ударный вариант Т-27, стоил на внешнем рынке $1 млн. Понятно, что лучше защищённая «Пукара», несущая к тому же более мощное вооружение, была предпочтительнее. Но можно утверждать с полной уверенностью, что при выполнении типовых задач «Пукара» в сравнении с «Тукано» не обладала в 4,5 раза более высокой эффективностью. Кроме того, стоимость лётного часа однодвигательных самолётов, построенных фирмами Pilatus и Embraer, была в 2,5-4 раза меньше, чем у двухдвигательных изделий компаний FMA, North American и Grumman, что для небогатых стран «третьего мира» является весьма критичным.

Турбовинтовые штурмовики в конце XX века проявили себя как действенное средство борьбы с повстанцами и в ряде случаев сыграли заметную роль в межгосударственных вооруженных конфликтах. Они также эффективно использовались для пресечения контрабанды наркотических веществ и незаконной добычи природных ресурсов. По мере совершенствования бортового оборудования появилась возможность осуществлять поиск и атаку целей в тёмное время суток. Уже в 1990-е годы наметилась тенденция оснащения антипартизанских самолётов высокоточным оружием, которое можно применять вне зоны зенитного огня. В 21 веке, несмотря на острую конкуренцию с беспилотниками и ударными вертолётами, интерес к лёгким турбовинтовым штурмовикам не исчез. В рамках кампании по борьбе с международным терроризмом и наркомафией они оказались востребованными и активно применялись в «горячих точках». Речь об этом пойдёт в следующей части обзора.

Окончание следует…

Источник: topwar.ru