Volkswagen Kubelwagen стал самым массовым легковым автомобилем Германии периода Второй мировой войны. Внешний вид данной машины знаком практически каждому, даже людям, которые никогда не увлекались историей. «Кубельваген» часто мелькает на фотографиях, кадрах кинохроники и является привычным гостем исторических реконструкций. Эту модель можно встретить в музеях и частных коллекциях. Благодаря большим объемам серийного производства, достаточное количество данных автомобилей дожило до наших дней.
Volkswagen Kubelwagen серийно производился в Германии с 1939 по 1945 год. До лета 1945 года немецкая промышленность успела выпустить 50 435 данных автомобилей в различных модификациях. Благодаря этому, Kubelwagen стал самым распространенным легковым автомобилем в вермахте и войсках СС. Своё прозвище Kübelwagen (Kübel в переводе с немецкого — «лоханка») автомобиль получил за характерный внешний вид. Военный кабриолет, отличающийся хорошей проходимостью, напоминал солдатам тазик для стирки. Официальным обозначением модели было – Volkswagen Typ 82.
История появления
История появления военного автомобиля Volkswagen Kubelwagen неразрывно связана с желанием Гитлера создать народный автомобиль. Адольф Гитлер обещал своим сторонникам, что сможет обеспечить каждую немецкую семью собственной легковой машиной. Для воплощения столь грандиозной задачи был привлечен известный конструктор Фердинанд Порше. Ставшее настоящим символом Германии словосочетание Volkswagen (с немецкого языка переводится как «народный автомобиль») впервые прозвучало в 1935 году на открытии очередного Берлинского автосалона, ещё до появления одноименной компании.
Сам завод Volkswagen был заложен только 26 мая 1938 года в мало кому известном местечке Фаллерслебен, сегодня это город Вольфсбург. Новый завод строился из расчета максимального выпуска 500 тысяч автомобилей в год. При этом в реальности выпуск разработанных Порше легковых автомобилей составил 44 машины. Это были ранние версии автомобиля «Жук», ставшего уже после войны бестселлером марки. Развернуть производство легковых гражданских автомобилей на заводе так и не успели. Все выпущенные машины ушли не народу, а чиновникам. Уже с 1 сентября 1939 года завод полностью переориентировался на выпуск военной продукции.
При этом военные обратились к Фердинанду Порше с просьбой создать неприхотливый легкий автомобиль, который можно было бы эксплуатировать по бездорожью и в сложных климатических условиях, ещё в январе 1938 года. Первые опытные образцы под обозначением Typ 62 успели пройти испытания в ноябре 1938 года. Машина была признана очень удачной, даже несмотря на отсутствие полного привода.
Компактный и маневренный автомобиль с межосевым дифференциалом и легким весом мог соперничать и с некоторыми образцами полноприводной техники вермахта. В 1939 году автомобиль Typ 62 модернизировали, он получил свой узнаваемый угловатый корпус. Первые модели прошли испытания в боевых условиях во время Польской кампании вермахта. После всех работ по модернизации и изменению конструкции (в том числе по итогам испытаний в реальных боевых условиях) автомобиль получил новое обозначение Volkswagen Typ 82. Под этим обозначением машину начнут серийно выпускать с февраля 1940 года, создав на базе легкого военного автомобиля 30 различных модификаций.
Технические особенности немецкой «лоханки»
От гражданской модели новый легкий военный автомобиль отличался специальным максимально облегченным 4-дверным открытым цельнометаллическим кузовом с плоскими панелями и задними колесными редукторами. Колесная формула – 4×2, привод – задний. К особенностям военной модели относили наличие межколесного самоблокирующегося дифференциала, а также увеличенный до 290 мм клиренс. Также на Volkswagen Typ 82 устанавливались 16-дюймовые колеса. Для действий в условиях Северной Африки использовались специальные шины с большей шириной протектора, что положительным образом сказывалось на проходимости по пескам.
Автомобиль Volkswagen Typ 82 обладал достаточно скромными габаритами и небольшим весом. Максимальная длина – 3740 мм, ширина – 1600 мм, высота с расправленной тентовой крышей – 1650 мм. При сложенной крыше высота корпуса автомобиля не превышала 1100 мм. Колесная база – 2400 мм. Снаряженная масса – всего 715 кг, полная масса автомобиля – 1160 кг.
Кузов автомобиля собирался из продольно усиленных тонких жестяных листов (на них имелись характерного вида выштамповки). Кузов имел откидную брезентовую крышу и складное лобовое стекло. Отсутствие полноценной крыши было обусловлено желанием максимально облегчить и упростить конструкцию машины. В кузове было четыре боковых дверцы, которые открывались в разные стороны. В обычных условиях эксплуатации автомобиль был рассчитан на перевозку четырех человек, включая водителя. На плоской передней части автомобиля, имевшей ярко выраженную клиновидную форму, размещалось запасное колесо. В задней части находился двигатель. При этом все формы автомобиля были рублеными, угловатыми, что и сформировало его широко узнаваемый внешний облик.
Машина комплектовалась 40-литровым топливным баком, который размещался в переднем отсеке-багажнике. Местоположение бака хорошо выдавала заливная горловина с правой стороны крышки багажника. В некоторых случаях над ней в заводских условиях или уже на фронте устанавливался кронштейн, который использовался для размещения единого пулемета MG34/42. При плохих погодных условиях можно было расправить откидную брезентовую крышу. При необходимости в боковые проемы над дверьми можно было вставить специальные съемные боковые окна.
Первые серийные автомобили Volkswagen Kubelwagen комплектовались бензиновым двигателем воздушного охлаждения объемом 1 литр и мощностью 23 л.с. С марта 1943 года в серийное производство пошли автомобили с новым четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра. Мощность двигателя выросла до 25 л.с., которую увеличили простой расточкой диаметра цилиндров. Никаких других изменений в его конструкции не было. Двигатель работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Мощности двигателя хватало, чтобы обеспечить небольшому автомобилю максимальную скорость 80 км/ч, запас хода по шоссе – до 440 км. Свои плюсы у маломощного двигателя были: расход топлива на 100 км составлял примерно 9 литров, что для того времени было очень хорошим показателем.
Автомобиль Volkswagen Kubelwagen получил барабанные тормоза с механическим приводом и независимую торсионную подвеску. Компактная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес делала автомобиль комфортным при движении по разным типам местности. При этом плоское и гладкое днище увеличивало проходимость, позволяя автомобилю буквально скользить по грязи, не зацепляясь никакими выступающими элементами.
Сильные и слабые стороны Volkswagen Kubelwagen
Volkswagen Kubelwagen обладал очень хорошей для неполноприводных автомобилей проходимостью на местности. Почти все машины с колесной формулой 4×4 оказывались практичнее в грязевых ваннах. При этом среди машин с колесной формулой 4×2 у Kubelwagen действительно не было конкурентов. Положительными качествами модели были высокий дорожный просвет (примерно 29 см) и низкая масса. Во многом проходимость народного военного автомобиля определялась именно его легким весом – 715 кг. Последнее обстоятельство способствовало тому, что пара «истинных арийцев» всегда могла вытолкнуть автомобиль практически из любой грязи.
В то же время к минусам машины относили недостаточную мощность двигателя, на поздних моделях – всего 25 л.с. В этом плане мощности двигателя воздушного охлаждения не всегда хватало, особенно при эксплуатации автомобиля в тяжелых фронтовых условиях. Машина часто передвигалась по грязи, бездорожью, пересеченной местности, в том числе со значительными перепадами высот. Из-за недостаточной мощности двигатель часто приходилось использовать на пределе его возможностей, что вело к перегрузкам, перегреву и нередко становилось причиной поломок. Вместе с тем двигатель VW был очень простым и ремонтопригодным, с ним мог легко разобраться практически любой механик. Двигатель воздушного охлаждения оказался также предпочтительнее для действий в условиях жаркого и холодного климата и был менее уязвим для пуль и осколков из-за отсутствия радиатора.
Независимая подвеска колес, которая была преимуществом машины, по-разному вела себя на различных театрах военных действий. В Советском Союзе в условиях Восточного фронта она часто выходила из строя, а в Европе с гораздо более развитой дорожной сетью таких проблем немцы не испытывали. При этом Volkswagen Kubelwagen очень высоко котировался союзниками. Американские и английские солдаты любили использовать трофейные военные кабриолеты, а в некоторых случаях даже меняли свои Willys MB на Volkswagen.
По комфорту вождения и поведению на дороге Volkswagen Typ 82 уверенно обходил Willys MB. Сказывалось наличие полноценного кузова с дверьми с посадкой, максимально приближенной к обыкновенным легковым автомобилям. На знаменитом американском джипе посадка была специфической и достаточно высокой. Независимая подвеска Volkswagen Typ 82 была мягче, чем у Willys MB, а рулить немецким автомобилем было легче. Конечно, полноприводный Willys MB с вдвое более мощным двигателем был настоящим королем бездорожья, но в условиях Западного фронта и наличия развитой дорожной сети внедорожные качества часто отходили на второй план.
Источник: topwar.ru