На пути к малозаметности
Стелс-технология твердо заявила о себе, если говорить о малозаметных самолетах. Де-факто любой современный истребитель или бомбардировщик (если, конечно, он действительно является современным) должен обладать ею. Исключение составляют разве что стратегические бомбардировщики, но и это вынужденная мера в преддверии появления таких машин, как B-21, или российского самолета, созданного в рамках программы ПАК ДА.
А как насчет малозаметных вертолетов? Эксперименты в этом направлении США начали намного раньше, чем можно было предположить. Первые работы над стелс-версией Black Hawk, вероятно, стартовали еще в 70-е. Некоторые элементы малозаметности нашли свое воплощение на экспериментальном вертолете Sikorsky S-75, совершившем первый полет в 1984-м и построенном в количестве двух единиц.
В конструкции двухместной машины широко применили композитные материалы, призванные, кроме прочего, уменьшить ее вес: масса пустого вертолета составляла около 2900 килограммов. Несмотря на многие инновационные решения, в ходе испытания вертолет показал несоответствие критериям Пентагона. Проект закрыли.
Настоящее рождение стелс-вертолетам должна была дать знаменитая программа RAH-66 Comanche, направленная на создание разведывательно-ударного вертолета будущего. Программа, как мы знаем, окончилась ничем и стоила к моменту закрытия больше шести миллиардов долларов.
Полученный опыт, впрочем, американцы смогли применить на практике. В пользу этого говорят обломки стелс-версии Sikorsky UH-60 Black Hawk, использованной при ликвидации «террориста номер один» (Усамы бен Ладена) в мае 2011 года. Один из ее итогов — фактическое рассекречивание малозаметного Black Hawk, принимавшего участие в операции. Хвостовая часть машины, используемой Командованием специальных операций США, осталась цела после крушения и оказалась рядом со стеной убежища.
Серийные номера, которые нашли на месте происшествия, оказались совместимы с MH-60, построенным в 2009-м. Машина получила стелс-формы балки и зализ. Ее также оборудовали стреловидными стабилизаторами и «колпаком» над хвостовым винтом. В целом, по мнению экспертов, успех операции в очередной раз подтвердил эффективность технологии стелс. С другой стороны, сложно судить, были ли бы выбранные технические решения эффективны, имей противник современные радиолокационные средства.
Долгая дорога
То, что появление малозаметного Black Hawk, — явление не «спонтанное», в очередной раз подтвердило издание The Drive в своем материале This Is The First Photo Ever Of A Stealthy Black Hawk Helicopter. На представленном фото, вероятно, фигурирует один из прообразов (прототипов?) вертолета, который использовали в 2011 году. По сведениям издания, вертолет, предположительно, сфотографировали в 1990-е на территории дислокации 128-й бригады армейской авиации США в Форт-Эустис, что в штате Вирджиния. Эта бригада — часть обеспечения авиации Сухопутных сил США. Вместе с ней дислоцируется управление авиационных технологий армии США (Aviation Technology Office). Последнее, вероятно, и ведет работы над малозаметной версией Black Hawk.
Фотография не датирована, и у нас нет непосредственной информации о каких-либо программах, с которыми мог быть связан вертолет. Эксперты полагают, что в качестве базы для машины, вероятно, использовали вертолет радиотехнической разведки и РЭБ Sikorsky EH-60, имеющий комплекс целевого оборудования серии Quick Fix, элементы которого мы можем видеть на представленной машине.
Не совсем понятно, является ли вертолет версией EH-60A или же EH-60L. Обе эти модификации получили системы Quick Fix, включающие в себя две самостоятельные станции: радиоперехвата и пеленгования AN/ALQ-151 и радиоэлектронного подавления AN/TLQ-27. Оборудование комплекса размещено в грузовой кабине вертолета, а его антенны смонтировали на хвостовой балке и под фюзеляжем. EH-60A был оснащен системой AN/ALQ-151 (V) 2 Quick Fix II, а EH-60L получил более функциональный комплекс AN/ALQ-151 (V) 3 Advanced Quick Fix.
Из фото также можно сделать вывод, что стелс-вертолет получил как минимум два датчика предупреждения о приближении ракет: по одному с каждой стороны носа под дверями основной кабины. Они могут быть частью системы предупреждения о приближении ракет AN/ALQ-156A, установленной на EH-60A и EH-60L. Также вертолет имеет два небольших крыла, оборудованных по одной точке крепления.
Родство с машиной, использованной при ликвидации Усамы бен Ладена, условное. Так, например, сильно отличается строение рулевого винта. Очевидно, на ранней версии машины разработчики не уделили такого большого внимания его заметности. Однако в целом вертолет имеет все признаки технологии стелс. Помимо общей «стелсовидной» формы фюзеляжа, обращает на себя внимание оригинальная конструкция воздухозаборников, призванная скрыть элементы двигателя, традиционно повышающие радиолокационную заметность летательного аппарата. Измененная носовая часть имеет некоторое визуальное сходство с комплектом, который Bell разработал для OH-58X Kiowa в 1980-х годах.
Наиболее интересным видится тезис The Drive о том, что после 2011 года США не остановили работы в этом направлении (что логично с учетом успеха операции) и новые малозаметные версии Black Hawk могут иметь еще более широкие возможности.
Между тем…
Сложно сказать, будут ли в будущем другие военные вертолеты США малозаметными. Если говорить об известных перспективных машинах, то наиболее ярко (по крайней мере, на первый взгляд) такие признаки проявляются у Bell 360 Invictus, разрабатываемого в рамках программы FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft) и призванного сменить упомянутый выше Kiowa.
Однако здесь имеют место несколько важных моментов. Во-первых, Invictus — не единственный претендент на победу в конкурсе. Помимо него, в FARA остался Sikorsky Raider X. Последний создан на основе уже летавшего S-97. Bell 360 Invictus, напомним, существует лишь в виде макета.
Во-вторых (и это еще более важно) новый вертолет от Bell не будет стелсом в привычном смысле этого слова. Его оригинальная внешность, роднящая машину с RAH-66 Comanche, — следствие компромиссов между высокими летно-техническими качествами, экономичностью и огневой мощью. Снижение радиолокационной заметности — опциональная цель для создателей Invictus.
Если говорить о других странах, таких, как Россия и Китай, то на сегодня не существует прямых свидетельств (либо нам они неизвестны) активных работ над машинами, похожими на малозаметную версию Black Hawk или RAH-66. Фигурировавший ранее в Сети концепт ударного вертолета Ка-58 — скорее всего, не более чем творчество производителя авиамоделей. Иногда всплывает информация о «китайском ударном вертолете будущего», однако конкретные выводы делать пока что рано в силу недостатка данных.
Источник: topwar.ru