Состояние и перспективы парка бронетранспортёров

Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
БТР-80 — основа парка отечественных бронетранспортеров

Основным транспортом и средством огневой поддержки российской пехоты являются колесные бронетранспортеры. На вооружении имеется несколько типов такой техники с теми или иными особенностями, а в скором будущем ожидается поступление новых образцов. Общий количественный и качественный состав имеет определенные особенности, способные повлиять на реальную боеспособность.

Техника из прошлого

Сейчас на вооружении состоит сразу несколько типов бронетранспортеров, не считая их модификаций. При этом официально в войсках числятся даже давно устаревшие машины, такие как БТР-60 и БТР-70. По данным справочников The Military Balance за последние годы, имеется порядка 800 ед. БТР-60 и ок. 200 ед. БТР-70. Кроме того, до 4 тыс. машин этих типов стоит на базах хранения.

Основным образцом своего класса в войсках в настоящее время является более новый БТР-80 (А). Такая техника в количестве более 1500—1700 ед. имеется у сухопутных войск, у морской пехоты и в других структурах. Подавляющее большинство такой техники относится к базовой модификации с пулеметным вооружением. Количество пушечных БТР-80А не превышает 100-150 ед.

В составе сухопутных войск имеется несколько десятков мотострелковых полков и бригад. Часть таких соединений оснащена бронетранспортерами, другие используют боевые машины пехоты. По штату, полковой (бригадный) комплект включает более сотни БТР. Таким образом, строевая техника позволяет обеспечить службу и боевую работу значительного количества частей, а при помощи резерва можно развернуть новые подразделения.

Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
БТР-82А новой постройки
БТР-60 и БТР-70 по совокупности характеристик давно устарели. Более новый БТР-80 (А) лучше во всех отношениях, но и он подвергается критике. По современным меркам, эта машина имеет недостаточное бронирование и не может получать дополнительную защиту, а компоновка не обеспечивает безопасность десанта при спешивании. Пулеметное вооружение базовой модификации недостаточно для ряда боевых задач.

Проект модернизации

С учетом недостатков БТР-80 в конце двухтысячных был создан обновленный проект БТР-82. Он предусматривал обновление силовой установки, дополнение штатной брони новыми компонентами, применение улучшенного комплекса вооружений и т.д. Как отмечалось в свое время, по результатам такой модернизации, эффективность бронетранспортера выросла вдвое.

В 2011 г. на Арзамасском машиностроительном заводе (управляется «Военно-промышленной компанией») стартовало серийное производство бронетранспортеров БТР-82А, это были новые машины. Вскоре запустили модернизацию наличных БТР-80 по проекту БТР-82АМ. Первые партии техники были направлены в войска и освоены в начале двухтысячных годов. В 2013 г. БТР-82А(М) официально приняли на вооружение. Любопытно, что армия решила закупать только пушечные бронемашины. Впрочем, пулеметный вариант БТР-82 не остался без внимания. Под обозначением БТР-82В он поступил на вооружение Росгвардии.

Производство новых БТР-82А ведется с начала прошлого десятилетия по нескольким контрактам, каждый из которых предусматривает поставку десятков единиц техники. В 2014 и 2016 гг. появилось два заказа на крупносерийную модернизацию наличных БТР-80 до состояния «82АМ». Новая и обновленная техника поступала в различные части и соединения сухопутных войск.

Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
БТР-82АМ, перестроенный из машины предыдущей модели
Точная численность БТР-82А(М) официально не раскрывалась, однако существуют различные оценки. Так, The Military Balance указывает, что на начало 2020 г. в сухопутных войсках имелась 1 тыс. машин двух модификаций. В морской пехоте насчитали 661 ед. и 20 ед. в воздушно-десантных войсках. В официальных сообщениях в прошлом говорилось о перевооружении нескольких частей и соединений.

Таким образом, общий выпуск БТР-82А(М) за последние годы превысил численность наличных БТР-80. По разным данным, производство такой техники продолжается, как с нуля, так и путем перестройки старых машин. Следовательно, количество БТР-82 всех версий будет увеличиваться и в будущем, а численность БТР-80 должна постепенно сокращаться. Соответствующим образом станет меняться доля техники разных типов в общем парке.

Принимаются меры по дальнейшему развитию линейки БТР-80/82. Исходный проект БТР-82 предусматривает дополнительные меры по защите от осколков и мин, но оставляет машину уязвимой к противотанковым средствам. В прошлом году был представлен прототип бронетранспортера БТР-82АТ без подобных проблем. Этот проект предлагает оснащение корпуса накладными элементами и решетчатыми экранами. Кроме того, возможно применение как штатной пушечно-пулеметной башни, так и новых боевых модулей.

Новое поколение

Хорошо известно, что даже самый современный БТР-82 с точки зрения некоторых ключевых решений восходит к давно устаревшему БТР-60, и это приводит к ряду серьезных проблем. Для избавления от них осуществляется разработка принципиально новых образцов бронетехники для пехоты. Будущей заменой для современных колесных бронетранспортеров должна стать машина К-16 на базе платформы «Бумеранг», разрабатываемая «Военно-промышленной компанией».

Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
БТР-82АТ с навесной защитой и новым боевым модулем
Разработка унифицированной платформы и БТР на ее базе стартовала в начале десятых годов. В 2013 г. готовый образец впервые показали узкому кругу руководителей военного ведомства и страны, а в 2015-м состоялась первая публичная демонстрация. Опытно-конструкторские работы продолжаются до сих пор. Как сообщалось в последние годы, сейчас речь идет об оптимизации конструкции, технологий производства и стоимости.

Согласно последним сообщениям, на платформе «Бумеранг» уже построено несколько опытных БТР К-16 и БМП К-17, но их точная численность неизвестна. С помощью такой техники провели предварительные испытания. В прошлом году началась сборка новой партии прототипов для государственных испытаний, старт которых был назначен на лето 2020 г. Эти мероприятия завершатся в следующем году, и уже начата подготовка к серии.

Несмотря на общую атмосферу секретности, уже можно представить, в чем перспективный К-16 лучше существующих БТР-80/82. За счет увеличения габаритов и допустимой массы удалось применить более мощное противопульное, противоснарядное и противоминное бронирование. Также предлагается более широкий круг боевых модулей с пулеметным, пушечным и ракетным вооружением. Повышается безопасность десанта при поездке и при спешивании.

Необходимая численность «Бумерангов» в том или ином исполнении пока не называлась. При этом компания-разработчик говорит о готовности выпускать серийную технику в любых количествах, заказанных военным ведомством. Минобороны, в свою очередь, пока не готово раскрыть свои планы.

Состояние и перспективы парка бронетранспортёров
Официальное изображение БТР К-16 на платформе "Бумеранг
"По всей видимости, в первые годы производство К-16 будет осуществляться в количестве не более нескольких десятков в год. Это позволит перевооружить часть соединений, использующих технику старых типов. В дальнейшем возможен рост темпов, способный ускорить процесс переоснащения войск.

Впрочем, остается открытым вопрос возможностей Минобороны и промышленности. Неизвестно, удастся ли заменить «Бумерангами» все устаревшие машины в разумные сроки, или даже в отдаленном будущем на вооружении придется сохранять некоторое количество БТР-80/82.

Состояние и перспективы

В настоящее время сухопутные, береговые и воздушно-десантные войска располагают достаточно большим количеством бронетранспортеров разных моделей с разными возможностями. В строю имеется не менее 3-3,2 тыс. машин этого класса современных типов; еще несколько тысяч БТР, в основном давно устаревших, находится на хранении. Все это позволяет поддерживать требуемый уровень оснащенности войск, а также создает заметный задел для модернизации.

В последние годы осуществляется обновление техники по новым проектам и строительство новых машин. Кроме того, завершаются работы по принципиально новому семейству бронетехники. Таким образом, процесс развития колесных бронетранспортеров не останавливается и регулярно дает новые результаты. Очередные сообщения об этих процессах могут появиться в самое ближайшее время.

Источник: topwar.ru