Пуск ПКР LRASM с бомбардировщика Б-1Б. Возрождение самолётов для морских ударных задач в ВВС США было таким
Окончание «холодной войны» на время поставило крест и на идее вооружать бомбардировщики противокорабельными ракетами: противник США самоубился, новых не было. Через несколько лет те Б-52, которые были дооборудованы как носители «Гарпунов», пошли под списание. Возраст машин брал своё. Уже в середине девяностых годов американцы не имели возможности атаковать надводный корабль с помощью тяжёлого ударного самолёта ВВС. До поры до времени им это и не требовалось.
Однако они продолжили тренировки над морем. Бомбардировщики систематически использовались в ходе учений по обнаружению надводных целей, а ещё отрабатывали минирование.
Постановка мин с воздуха – традиционная задача для тяжёлых бомбардировщиков США с 1945 года, и от её выполнения ВВС США никогда не отказывались. Экипажи Б-52 исправно отрабатывали и эти морские задачи тоже.
Начавшаяся после 11 сентября 2001 года так называемая глобальная война с терроризмом (по факту – силовой передел Ближнего Востока) надолго сделала применение бомбардировщиков над морем чисто теоретической задачей. Наоборот, теперь флот вкладывался в наземную войну, отправляя в Афганистан и Ирак не только морскую пехоту, но и затыкая некомплект в тыловых частях срочно мобилизованными моряками из плавсостава, которые после короткого курса подготовки вместо центрального поста атомной подлодки или корабля оказывались на какой-нибудь базе в афганских горах с задачей несения караульной службы, пока настоящие солдаты воюют.
«Орионы» базовой патрульной авиации со своим оборудованием для радиоперехвата тоже там отметились, как бы смешно это не звучало.
Тем не менее, даже в эти годы экипажи Б-52 не бросали полностью тренировки по поиску морских целей.
2007 год. Б-52 обнаружил в море транспорт командования морских перевозок «2-й лейтенант Джон П. Бобо» в ходе учений
В 2010-х годах, однако, резко обострился китайский вопрос. Китай не просто приобрёл громадную экономическую мощь, не просто продолжал настаивать на том, что Тайвань — это тоже его территория, но ещё и строил флот, инвестировал деньги в страны Африки и в целом превращался в важнейшего по «весу» мирового игрока. А вот такого сочетания американцы потерпеть не уже могли: в мире должен быть только один игрок. Пока Китай терроризировал в воздухе патрульные «Орионы» — это было одно, но строительство им океанского флота и масса инвестиционных проектов в мире стали для США вызовом совсем другого порядка.
Китайцы наращивали флот просто ураганными темпами, более того, он рос далеко не только количественно, но и качественно. Развивались и наземные системы – те же бомбардировщики Н-6 с ракетным оружием. С определённого момента в прессу оказалась вброшена информация о китайских противокорабельных баллистических ракетах. Надо сказать, эта идея весьма сомнительна, однако уверенность китайцев в своих боевых системах после определённого момента передалась и американцам.
Неспособность элит и населения США согласиться с тем, что у противостоящей стороны тоже есть какие-то интересы и права, фактически гарантировала то, что так просто США от Китая не отстанут, тем более что и Китай неплохо провоцировал. И вскоре учебные вылеты интенсифицировались снова. Пока – без ракет.
Новый старый концепт
Уже упоминавшийся в прошлой статье генерал-лейтенант ВВС Д. Дептула писал:
«Мобильность морских целей создаёт сложности с оповещением о наличии цели и целеуказанием. Тем не менее, в течение двух часов пара Б-52 способна обследовать 140 000 квадратных миль (364 000 квадратных километров) океанской поверхности. На порядок больше, чем пара надводных кораблей. Эта сфера боевых задач также олицетворяет собой возможность действовать, опираясь на «Боевое облако» — подход, объединяющий в единое целое различные разведывательные и ударные летательные аппараты и надводные «платформы». В 80-х ВВС и ВМС практиковали оповещение Б-52 о наличии цели с помощью «Орионов», «Хокаев» и самолётов ДРЛО Е-3А. В 2004, будучи директором по операциям в силах ВВС на Тихом Океане, я управлял «тестовыми» учениями «Resulant Fury», целью которых было показать, что самолёт радиолокационной разведки и целеуказания Е-8 может обнаруживать и отслеживать морские цели и передавать информацию на Б-52 и на борт их оружия, чтобы они могли атаковать суда противника, пока они движутся в море.
Флотские самолёт «Посейдон» и БПЛА MQ-4C также могут обнаруживать надводные цели и передавать эту информацию на бомбардировщики. Возможности по взаимодействию и интеграция боевых сетей в ВВС и флоте стабильно улучшаются».
Дептула предлагает использовать для войны на море и Б-1Б, уже имеющиеся, а для особо сложных ударов по надводным целям применить Б-2, а в будущем – Б-21.
Теоретически радиолокационная малозаметность могла бы стать для бомбардировщиком серьёзным подспорьем для атаки хорошо защищенных надводных целей.
В реальности, однако, всё пошло немного иначе.
Влияние LRASM
Ключевое место в планах США занимает новая противокорабельная ракета, созданная по программе LRASM (Long Range Anti Ship Missile, противокорабельная ракета большой дальности). Специфика этой ПКР в том, что она способна выполнять самостоятельный поиск и классификацию цели и атаковать цель, "портрет " которой заложен ей в память.
Так как рост китайского флота уже вполне наметился к тому моменту, ВВС США также озадачились тем, какой вклад они смогут внести в войну с Китаем, если таковая начнётся. С 2013 года ВВС начали испытания такой ракеты, используя в качестве носителя Б-1Б, но теперь в их подходе имелись некоторые отличия.
В «старые» времена, когда речь шла о действиях Б-52, отрабатывалось два варианта атаки: с классификацией цели самим экипажем самолёта и с атакой в режиме, который американцы называют Stand-off – по внешнему целеуказанию без непосредственного наблюдения цели. Это, кстати, серьёзно отличало американский подход от советского. В последнем случае (в те времена) цель всегда классифицировалась перед атакой.
Теперь же с поступлением новой ПКР отрабатывался один единственный вариант – «удар из-за горизонта», stand-off. Американцы больше не хотели «подставляться». Хотя технически возможность у Б-1Б самостоятельно найти ордер противника своей РЛС имеется. В крайнем случае, можно работать и «по старинке», но это настолько же «неосновной» режим работы, как, например, применение самонаводящейся торпеды в качестве прямоидущей – технически возможно, но режим очень сильно «нештатный».
Основным является именно пуск ракеты в район цели, местоположение которой с некоторой точностью известно, но непосредственный контакт с носителем не поддерживается, элементы движения не определяются.
С такой тактической моделью применения было бы без разницы, какой самолёт использовать в качестве носителя ПКР, тем более что Б-1Б крайне интенсивно использовались для решения тактических задач в ходе американских войн в Ираке и Афганистане и были «нарасхват», к тому же было очевидно, что их износ будет очень немаленьким после этих войн. Но был один нюанс.
Б-52 никогда не вооружался LRASM, но зато предки этой ракеты, ударные КР серии JASSM, он вполне несёт. Количество ракет такого типа, которые могут быть размещены на Б-52, составляет 20 единиц.
А на Б-1Б – 24 единицы. Более того, Б-1Б намного более универсален в части «добить выживших бомбами». В экстренном случае он намного лучше сможет выполнить маловысотный прорыв ПВО или уход «под радиогоризонт».
Пролёт мимо авианосца: Б-1Б свободно выполняет манёвры на малых высотах (в данном случае — около 100 метров или ниже)
У него выше крейсерская скорость и ниже время реакции. А ещё он не востребован и не безальтернативен как носитель крылатых ракет, в отличие от Б-52. Сейчас в ВВС США идёт программа продления жизни оставшихся старых крылатых ракет AGM-86C с ядерной боевой частью, которые должны «продержаться» до замены на новое оружие, которая ожидается к началу 30-х годов. Б-1Б не может нести эти ракеты, и им не так «накладно» рисковать в морских ударных операциях, как Б-52. Он не настолько ценен для США.
Б-2, в свою очередь, очень дорог и имеет важнейшую задачу нанесения ядерных ударов бомбами, сегодня это единственный носитель ядерного оружия в США, который может быть перенацелен в полёте или отправлен на вылет против защищённой цели, координаты которой точно неизвестны и которую нужно обнаружить.
Итог был закономерен: в качестве носителя новой ПКР и «морского бомбардировщика» был выбран Б-1Б.
С 2013 года именно эти самолёты начали использоваться как испытательная платформа для новых ракет. Но, как писал генерал-лейтенант Дептула, Б-2 и Б-52 при необходимости тоже очень быстро могут быть вооружены для ударов по морским целям, просто до поры до времени американцам это не было нужно.
Морская, ракетоносная, американская
Один важный факт, которого многие не понимают: США не готовятся оснастить противокорабельными ракетами свои бомбардировщики и создать что-то вроде советской морской ракетоносной авиации.
Они уже давным-давно это сделали. Их строевые бомбардировщики уже давно оснащены противокорабельными крылатыми ракетами и уже давно обучены атаковать морские цели. Всё это уже есть и в строю.
После успешных опытов с новой ПКР ВВС США начали активный процесс её освоения в строевых частях. Ещё шли испытания LRASM, а в ВВС уже выбрали бомбардировочное авиакрыло, которое станет «ядром» противокорабельных сил американских ВВС. Им стало 28-е авиакрыло, базирующееся на авиабазе Элсуорт, пилоты которого когда-то давно выслеживали советские корабли на своих Б-52.
Весной 2018 года на АБ Элсуорт стартовала программа «академического обучения» для пилотов бомбардировщиков Б-1Б, которыми вооружено 28-е авиакрыло, в ходе которого они должны были получить первоначальную теоретическую подготовку по применению нового оружия, и, предположительно, тактике ударов по надводным целям.
Начиная с лета 2018 года личный состав приступил к подготовке на тренажёрах. Затем последовал курс практической подготовки уже на самолётах, с реальными полётами, в результате которого в декабре 2018 года боеготовность 28-го авиакрыла как морской ударной части стала реальностью, как и готовность ракет на вооружении бомбардировщиков. Американская морская ракетоносная авиация стала реальностью снова.
Изначально предполагалось, и это в основном и сейчас так, что бомбардировщики стратегического авиационного командования будут «нацелены» на стремительно растущий китайский флот.
Но усиление американского давления на Россию привело к расширенному толкованию задач 28-го авиакрыла ВВС.
29 мая 2020 года бомбардировщики 28-го авиакрыла появились над Чёрным морем. Прикрываемые польскими истребителями F-16 и истребителями украинских ВВС, бомбардировщики отработали ударные задачи против ВМФ России и продемонстрировали всем желающим готовность ВВС США действовать при необходимости против российского флота. Американцы задействовали в этом вылете два бомбардировщика. У нас почему-то факт того, что это были самолёты и экипажи, специализирующиеся на ударах по морским целям, не заметили. А он вполне себе имеет значение.
В том самом полёте с поляками
В том самом полёте с украинцами
У Черноморского флота нет столько значимых с военной точки зрения кораблей, сколько ракет могут нести два таких самолёта…
Ближайшее будущее
Тем не менее, не всё так безоблачно у ВВС США. Износ бомбардировщиков, которые с 2001 года используются с огромной интенсивностью, сыграл с планами ВВС злую шутку.
На сегодня у ВВС США 61 бомбардировщик Б-1Б. Все самолёты постоянно нуждаются в небольших ремонтах, коэффициент их боеготовности снижен по сравнению с нормальным для данного типа машин. Есть признаки того, что численность самолётов этого типа в ближайшее время ждёт обвал.
Пока ВВС США озвучивают следующую информацию. В течение 2020 и начала 2021 годов из наличного состава бомбардировщиков Б-1Б будет списано 17 единиц, что доведёт численность строевых самолётов до 44 единиц. Оставшиеся самолёты будут, регулярно проходя ремонты и, возможно, модернизации, служить до поступления на вооружение нового бомбардировщика Б-21 «Рейдер» и меняться по схеме «борт на борт».
В ВВС США подчёркивают, что те 17 самолётов, которые будут списаны, сейчас, что называется, «на крыле», и даже перечень машин, которые пойдут под списание, не определён пока.
Реальность, однако, может несколько отличаться от этих заявлений. Конечно, такого, чтобы весь флот Б-1Б оказался бы прикованным к земле, не будет совершенно точно. Летать они продолжат. Но определённые опасения у ВВС, судя по всему, имеются.
В настоящее время ВВС США совместно с флотом опять вернулись к идее использования Б-52, правда, связь этой идеи с будущими списаниями Б-1 американцы отрицают. Но работы по интеграции LRASM в состав вооружения Б-52 идут. Как и в состав вооружения Б-2.
Если предположить что с Б-1 всё плохо, то эти работы означают, что у США появляется запасной вариант в виде Б-52, который американцы изначально не хотели бросать на эти задачи, но выбора не осталось.
А если предположить, что с Б-1Б всё идёт так, как заявляют официальные лица США, то тогда у ВВС появляется дополнительный инструмент в морской войне, который позволит им резко нарастить залп.
Пуск КР JASSM с бомбардировщика Б-52. ПКР LRASM идентична по габаритам и близка по массе, проблем с её подвеской в бомбоотсеке Б-52 и пуском не будет
Но вот о чём можно с очень высокой степенью вероятности сказать, так это о двух вещах. Способность использовать бомбардировщики ВВС США против надводных целей вернулась, и надолго. А ещё Б-21, этот бомбардировщик будущего, скорее всего, окажется способным выполнять такие задачи сразу.
А ещё ВВС США 14 августа 2020 года выпустили запрос на получение информации (Request for Information, RFI) о системах оружия для самолётов, которые позволяли бы атаковать надводные корабли и тактическим самолётам. Подробности секретны, но сам факт запроса обнародован. ВВС определённо делают разворот в сторону войны на море, и опыт применения в такой войне тактической авиации у американцев тоже есть, хоть и давний. Впрочем, это совсем другая история.
Противников Америки на море ждут тяжёлые времена. Впрочем, как и всегда.
Источник: topwar.ru