Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»

Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»
Пуск ракеты комплекса "Гермес
"

Стало известно о начале научно-исследовательских работ по созданию перспективного межвидового ракетного комплекса с гиперзвуковым боеприпасом. Проект «Клевок-Д2» предлагается тульским КБ приборостроения им. академика Шипунова и предусматривает глубокую модернизацию существующего комплекса «Гермес». Несмотря на самые ранние стадии работ, уже известны основные особенности проекта, что позволяет делать первые прогнозы.

По известным данным…

Первые упоминания проекта «Клевок» относятся еще к девяностым годам. В дальнейшем на основе наработок этого проекта был создан межвидовой ракетный комплекс «Гермес». В разном исполнении он может применяться на сухопутных и авиационных платформах. Первый показ наземной версии «Гермеса» состоялся всего несколько месяцев назад, и вскоре после этого запустили новый проект «Клевок-Д2».

Вал публикаций о комплексе «Клевок-Д2» в отечественных СМИ начался несколько дней назад после появления соответствующей статьи в «Известиях». Ссылаясь на свои источники и документы оборонной промышленности, издание описывало основные особенности текущей НИР и требования к будущему ракетному комплексу. Также приводились оценки специалистов.

Любопытно, что к этому времени в открытом доступе уже имелись некоторые документы по проекту. Так, еще в сентябре на сайте Госзакупок была опубликована информация по двум тендерам тульского КБП. Предприятие запрашивало предложения на проведение двух исследований с шифром «Клевок-Д2». К запросам прилагались технические задания.

Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»
«Гермес» в полете, работает стартовый двигатель
Закупка №32009541542 оговаривает проведение составной части научно-исследовательской работы с шифром «Клевок-Д2-Калибр». Тема обозначена как «обоснование возможности создания межвидовой ракеты повышенной дальности за счет применения ПВРД». Закупка №32009541559 запускает СЧ НИР «Клевок-Д2-Самолет» – «обоснование возможности создания межвидовой ракеты повышенной дальности за счет оптимизации аэродинамических характеристик маршевой ступени с ПВРД».

Исследование «Калибр»

СЧ НИР «Клевок-Д2-Калибр» проводится с целью определения возможности создания новой версии «Гермеса» с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой. Обосновав возможность решения такой задачи, исполнитель работ должен проработать конструкцию маршевого ПВРД. При этом следует учитывать различные требования к ракете и ее компонентам.

Ракета с ПВРД должна иметь стартовую массу не более 150 кг и умещаться в транспортно-пусковой контейнер с внутренним диаметром 207 мм. Изделие должно состоять из маршевой ступени и сбрасываемого стартового двигателя 23Я6, имеющего массу ок. 67 кг. Полезная нагрузка – боевая часть длиной ок. 1,5 м и массой 56,6 кг.

В техническом задании на СЧ НИР приводится возможный общий вид такой ракеты. На представленном рисунке маршевая ступень имеет корпус торпедообразной формы с боевой нагрузкой и аппаратурой управления. В носовой части предусмотрены раскладываемые в полете рули. Сужающаяся хвостовая часть изделия несет цилиндрический кожух – вероятно, это ПВРД. К нему присоединяется стартовый двигатель в цилиндрическом корпусе с хвостовыми стабилизаторами.

Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»
Возможный облик ракеты «Клевок-Д2» в стартовой конфигурации — графика из техзадания на НИР "Калибр
"ПВРД для ракеты «Клевок-Д2» должен состоять из газогенератора и камеры дожигания. Его разработчикам предстоит определить оптимальную конструкцию и выбрать наиболее эффективное топливо. Техническим заданием оговаривается проведение исследований по применению в качестве топлива полипропилена. Необходимо определить параметры его газификации и горения, исследовать возможность запуска самоподдерживающегося горения, а также изучить работу такого ПВРД на разных режимах.

В техзадании по теме «Клевок-Д2-Самолет» указано, что ПВРД должен нести заряд топлива массой 12 кг, достаточный для работы в течение 42 сек. К моменту разделения ступеней и запуска маршевого двигателя ракета должна подниматься на высоту 610-650 м и развивать скорость 971 м/с (ок. 3495 км/ч или 2,85 М).

Тема «Самолет»

В рамках второй составной части НИР с шифром «Самолет» следует провести аэробаллистическое проектирование маршевой ступени с ПВРД. Необходимо найти оптимальные обводы маршевой ступени и форму выступающих деталей, а также определить рациональные траектории полета на максимальную дальность.

Планер маршевой ступени требуется сделать металлическим с применением серийных сплавов. Некоторые элементы, являющиеся телами вращения, допускается выполнить из композитов. Оговорена необходимость применения складных рулей и оперения, вписывающихся во внутренний габарит ТПК. В полете стабилизация по крену должна обеспечиваться аэродинамическими рулями. Они же обеспечивают удержание на траектории и наведение на цель.

Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»
Маршевая ступень и стартовый двигатель раздельно
В техзадании на «Клевок-Д2-Самолет» приводится рисунок, показывающий возможный облик ракеты и принцип работы ее аэродинамических поверхностей. Показанное «изделие» внешне почти не отличается от схем, приведенных в другом документе.

Потенциал развития

Задачей НИР «Клевок-Д2» является дальнейшее развитие результатов проекта «Клевок» / «Гермес» с применением новых технологий – для повышения основных тактико-технических характеристик. При этом точные параметры комплекса пока остаются неизвестными, их определят в ходе будущих исследовательских и проектных работ.

Впрочем, зная характеристики и возможности комплекса «Гермес», можно сделать прогнозы о потенциале будущего «Клевка-Д2». По известным данным, двухступенчатая ракета «Гермеса» имеет длину менее 3,5 м, стартовый вес ок. 125-130 кг и несет 28-кг боевую часть. Изделие развивает максимальную скорость в 1 км/с (средняя вдвое меньше) и летит на 100 км. Полет в район цели осуществляется при помощи инерциальной навигации, после чего включается головка самонаведения неназванного типа.

Ракета «Клевок-Д2» при тех же габаритах может быть на 20-25 кг тяжелее – такой прирост массы обеспечивается новой боевой частью увеличенного могущества. При этом она будет летать быстрее и дальше. Уже на момент сброса стартового двигателя скорость ракеты должна превышать 970 м/с, после чего в работу будет включаться ПВРД. Очевидно, что применение такой силовой установки имеет смысл при гиперзвуковых маршевых скоростях, не менее 1500—2000 м/с. Дальность пуска должна значительно превышать 100 км «Гермеса» – в противном случае проект становится нецелесообразным.

От проекта до войск

Гипотетический гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2» может представлять большой интерес для российской армии, как самостоятельно, так и в сочетании с существующим «Гермесом». Подобные системы позволят наносить быстрые и высокоточные удары по различным целям на большой глубине обороны. Комплексы являются межвидовыми, что позволяет применять их в сухопутных войсках, в ВВС и ВМФ – в соответствующих комплектациях с теми или иными отличиями.

Каким будет гиперзвуковой ракетный комплекс «Клевок-Д2»
Ожидаемый облик ракеты из техзадания по "Клевок-Д2-Самолет
"С точки зрения дальности и точности огня «Клевок-Д2» сможет превзойти все существующие образцы ствольной и реактивной артиллерии. При этом по дальности такое изделие может сравниться с некоторыми оперативно-тактическими ракетными комплексами, хотя и будет проигрывать им в воздействии на цель. В целом существующий «Гермес» и прорабатываемый «Клевок-Д2» представляют большой интерес для армии, и стоит ожидать появление контрактов на закупку.

Впрочем, пока не следует проявлять излишний оптимизм. «Клевок-Д2» находится на самых ранних стадиях научно-исследовательских работ. Оборонной промышленности предстоит провести необходимые исследования и определить принципиальную возможность создания ракетного комплекса с заданными характеристиками. При успешном завершении этого этапа возможен запуск проектирования – если поступит такой заказ от министерства обороны.

На проведение всех необходимых работ потребуется несколько лет, а общая сложность поставленных задач может привести к увеличению потребных сроков. Вряд ли готовый комплекс «Клевок-Д2» появится и выйдет на испытания ранее середины текущего десятилетия. С учетом дальнейших необходимых работ можно предполагать, что в армию он попадет только к началу тридцатых. Однако результатом такого ожидания станет появление у нескольких родов войск принципиально нового оружия с самыми высокими боевыми качествами.

Источник: topwar.ru