Сразу договоримся: не «карманные линкоры», не «недолинкоры». Тяжелые крейсера. Да, в плане вооружения несколько выходящие за рамки класса, но 283-мм — отнюдь не калибр линкора в то время. 356 мм, 380 мм, 406 мм — вот это калибры для линкора. А 283 мм — это как у советских легких крейсеров проекта 26, там был 180-мм главный калибр. Но это не сделало «Кирова» со товарищи «карманными тяжелыми крейсерами». Это были обычные легкие крейсера, на которые получилось установить более мощные орудия. Не более того.
«Дойчланды» не были обычными и нормальными крейсерами, но главный калибр тут точно играет не самую главную роль. Однако по факту это были корабли вне класса, несколько не вписывающиеся в общие понятия тяжелых крейсеров. Мы позволим себе разобрать их довольно детально.
Но пойдем по порядку.
А порядок был таким. В послевоенной Германии, конечно, слышали о Вашингтонских соглашениях и думали, что это такое и как с этим бороться. При помощи прекрасной разведки немцев все данные вскоре были на столе в Генштабе, а в 1924 году, когда руководить остатками ВМФ Германии стал реально крутой адмирал Ценкер (командир «Фон дер Танна» в Ютландском сражении), процесс просто помчался.
Ценкер и компания, проанализировав данные по вашингтонским крейсерам, приняли решение, что противостоять им должен крейсер, который мог бы легко уйти от линкоров того времени, то есть имея скорость более 23 узлов и обладавший артиллерией между 150 мм и 380 мм.
То есть, с одной стороны, этот крейсер должен был запросто справиться с легким крейсером, спокойно разобраться с тяжелым и при необходимости просто смыться от линейного крейсера за счет скорости.
Надо сказать, забегая вперед, что идею немцы реализовали на 100%.
Была, правда, огромная проблема. Не было орудий. Мало того, что их не было, так не было и возможности их сделать. Оружейные заводы Круппа остались в оккупированной Францией зоне Рура. В связи с этим фактом Крупп мог гарантировать поставку… ОДНОГО ствола калибром выше 210 мм в год.
Тем не менее, германское командование пошло на риск и начало проектировать корабли. А в 1925 году, после долгих закулисных переговоров, Франция вывела свои войска из Рура. И, кстати, больше вопросов о производстве Германией «запрещенных» Версальским договором 280-мм и 305-мм орудий никто больше не поднимал.
И в 1927 году состоялся конкурс, на котором высшее командование флота, адмиралы Ценкер, Моммзен, Бауэр и Редер, рассмотрели предложенные варианты, которых было три.
Вариант «А»: 4 орудия 380 мм, главный бронепояс 250 мм, скорость 18 узлов.
Вариант «В»: 4 орудия 305 мм, бронепояс 250 мм. Скорость 19 узлов или бронепояс 200 мм, а скорость 21 узел.
Вариант «С»: 6 орудий 280 мм, бронепояс 100 мм, скорость 27 узлов.
Трое из четырех адмиралов проголосовали за вариант «С». Против был только будущий командующий большими кораблями Редер.
Когда в мире узнали о том, что будут строить немцы, все немного обалдели. Но тормозить уже было поздно, Германию не пригласили ни в Вашингтон, ни в Лондон, так что немцы творили то, что хотели. И творимое никому не понравилось. Французы вообще начали срочно разрабатывать ответ в виде линейного крейсера на 17 000 тонн водоизмещения, с шестью орудиями 305 мм и бронепоясом в 150 мм.
Вышло так, что Вашингтонское и Лондонское соглашения немцы не нарушили, поскольку не подписывали их, а Версальское… Да кто в 30-е годы вспоминал про этот Версаль, не до того было. В общем, Версальское соглашение, которое для Германии было более жестким в плане ограничений, чем Вашингтонское, немцы просто нарушили.
Но и Вашингтонское нарушали все, кому очень надо было. Потому выход Германии за пределы лимита никто особо не порицал, потому что у всех рыло было не то что в пуху, а кое в чем и посерьезнее.
Так что то, что «Дойчланд» весил 10 600 т, «Шеер» — 11 390 т, а «Шпее» — 12 100, все «простили». Не до того было, поскольку стало понятно, что разбирать корабли никто не будет, значит, надо как-то отвечать немцам.
В плане полной загрузки крейсера тоже были красавцы: «Дойчланд» — 15 200 т, «Адмирал Шеер» — 15 900 т, а «Граф Шпее» — 16 200 т.
В разных источниках цифра полного водоизмещения здорово плавает, это вызвано как отсутствием документов, сгоревших в свое время в Гамбурге от бомбежек, так и бардаком, царившим в мире в плане оценки между «длинными» британскими тоннами и обычными метрическими. Путаница имела место быть повсеместно, и все этим пользовались, «прирезая» понемногу своим кораблям.
Что из себя представляли эти крейсера? Тут стоит рассмотреть подробно, потому что все выводы будут после.
Энергетическая установка
Шедевр, ибо дизель от фирмы MAN. Риск был огромный, с дизелями экономичного хода на том же «Лейпциге» немцы мучились всю войну, и, как мне кажется, вздохнули с облегчением, когда «Принц Ойген» протаранил «Лейпциг». Именно когда тот стоял, переключая установки хода.
Можно назвать это чудом, но мановские инженеры что-то такое сотворили. Энергетические установки работали отлично, и «Дойчланды» стали очень интересными кораблями в плане энергетики. «Адмирал Шеер» в первом своем пиратском рейде за 161 день прошел 46 419 миль без каких-либо неприятностей с моторами. Такое просто не снилось никому.
Все три корабля имели одинаковые дизели: по 8 главных, М-9Zu42/58, 9-цилиндровых максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об/мин (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.) и 4 вспомогательных 5-цилиндровых, модели М-5Z42/58 (максимальная мощность 1450 л.с. при 425 об/мин).
Вес в расчете на лошадиную силу составлял 11,5 кг — весьма неплохой результат для дизельной установки, традиционно считавшейся довольно тяжелой.
8 основных моторов группировались в 4 отсеках попарно, по четыре мотора на вал. Двигатели в отсеках, которые были ближе к носу, вращали правый вал, кормовые – левый.
Главным достоинством дизелей являлась фантастически огромная дальность плавания. При полной заправке — 20 000 миль, причем при вполне приличной крейсерской скорости.
«Граф Шпее» на испытаниях показал, что может пройти 16 300 миль при средней скорости 18,6 узла. А на максимальном ходе в 26 узлов – 7 900 миль. Побольше, кстати, чем у основного большинства линкоров того времени на экономичном ходу.
То есть шансы просто сбежать и раствориться в океане у крейсеров были заложены изначально. Кроме того, дизель отличало от котлотурбинных установок еще одно важнейшее качество: под ними корабли очень быстро набирали скорость. Традиционные котлотурбинные установки требовали максимального давления пара, которое могло быть достигнуто и через час, и через полтора, в зависимости от режима.
А крейсер на дизелях мог спокойно дать полный ход в 27 узлов и либо сбежать, если попал не туда, куда надо, либо скрытно приблизиться, воспользовавшись тем, что противник не может быстро дать полный ход.
За это приходилось платить шумами и вибрациями. Что было, то было. Жуткий гул восьми дизелей на полном ходу заставлял экипаж общаться записками. А вибрация негативно сказывалась на приборах связи и управлении огнем.
Бронирование
Система бронирования является одной из наиболее интересных отличительных характеристик этих своеобразных кораблей. Она полностью отходит от принятых в германском флоте времен Первой мировой войны канонов и не имеет аналогов среди зарубежных кораблей класса крейсеров. И дело даже не в голых цифрах, их у того же Уитли достаточно.
Важно то, что по бронированию три крейсера вообще сложно назвать однотипными. Схемы бронирования различаются так, что можно говорить о том, что это три варианта одной идеи бронирования корабля.
На «Дойчланде» бронепояс состоял из двух слоев стали толщиной 80 мм каждый. К носу и корме толщина нижнего слоя уменьшалась до 18 мм. Вниз от броневой палубы до внутренней обшивки двойного дна параллельно поясу шла броневая переборка толщиной 45 мм. Выше броневой палубы располагалась верхняя броневая переборка толщиной 10 мм, располагавшаяся строго вертикально и доходившая до верхней палубы. Палуба имела толщину 45 мм в самой толстой части, над цитаделью.
Надо отметить, что снаряд, который должен был бы пробить корпус любого из крейсеров, встречал на своем пути множество броневых преград. В основном наклонных, то есть имеющих большой шанс отклонить снаряд.
На возможных траекториях снаряда получались следующие комбинации (сверху вниз):
— 18-мм верхняя палуба + 10-мм вертикальная переборка + 30-мм палуба;
— 18-мм верхняя палуба + 80-мм пояс + 45-мм палуба;
— 80-мм пояс + 45-мм переборка;
— 50-мм наклонная плита пояса + наклонная 45-мм переборка.
Такая система бронирования в сумме давала от 90 до 125 мм брони при удачной комбинации наклонов и вертикалей. Сопоставимой броней не обладал ни один из «вашингтонских» крейсеров мира. Теоретически такая система защиты должна была противостоять снарядам калибров 120-152 мм практически на всех дистанциях боя, кроме стрельбы в упор.
Башни тоже представляли собой интересную конструкцию. Сложный многогранник с большим количеством углов, дающих рикошеты. Толщина лобовой плиты 140 мм, боковых — 80 и 75 мм в передней и задней части, наклоненная вниз передняя часть крыши — 105 мм, плоская и задняя наклонная часть крыши — 85 мм, боковые наклонные фрагменты — от 80 до 60 мм. Максимальная толщина задней стенки составляла 170 мм, но изготавливалась из обычной стали и играла роль балансира.
Вспомогательный калибр так роскошно забронировать не удалось. Восемь одноорудийных установок были защищено только башенноподобными щитами толщиной 10 мм. Щиты полностью закрывали расчет, но были весьма тесными и не очень удобными.
В отличие от главного калибра, 150-мм артиллерия оказалась в падчерицах. Из-за явной невозможности обеспечить разумную защиту 8 одноорудийных установок конструкторам пришлось ограничиться 10-мм башенноподобными щитами, хотя полностью закрытыми, но слишком тесными и неудобными.
Главная боевая рубка имела 140-мм стенки из крупповской цементированной стали и 50-мм крышу из никелевой. Кормовая рубка и артиллерийский пост имели броню толщиной стенки 50 мм, крыши 20 мм. Дальномерный пост на формарсе и посты управления зенитным огнем имели защиту в 14 мм.
Защита следующего крейсера, «Адмирала Шеера», отличалась от защиты головного корабля как по расположению, так и по материалам. Наклонная поясная броня также состояла из двух слоев, но 80-мм плиты находились в нижнем ряду, а 50-мм ряд находился выше.
Противоторпедная переборка сделана тоньше, 40 мм вместо 45, но изготавливалась из стали «Вотан». Верхняя противоосколочная переборка тоже стала толщиной 40 мм. Усилилась защита рулей: палуба в корме стала теперь 45-миллиметровой, 45 мм имел пояс в корме и замыкавший рулевое отделение траверз. Рулевые отделения со всех сторон защищала броня толщиной 45 мм.
Барбеты «потолстели». 125-мм броня нового поколения, «Вотан харте». Главная рубка получила на боковые стенки еще 10 мм брони, артиллерийские посты забронировали плитами 20 мм.
В общем, «Шеер» получил более продуманную схему бронирования, неприкрытой, по большому счету, осталась только верхняя палуба.
На третьем корабле серии, «Адмирале графе Шпее», бронирование тоже несколько изменилось. Пояс стал уже, чем на «Дойчланде». Различия в высоте пояса на крейсерах отчетливо видны на фотографиях.
Вооружение
Главный калибр, конечно, стал «фишкой» этих кораблей. Наверное, соскучившись по работе, немецкие оружейники спроектировали новое орудие, хотя еще со времен Первой мировой у них было вполне приличный набор разработок с хорошими баллистическими данными.
28-см орудие SKC /28 имело истинный калибр 283 мм согласно немецкой системе.
Максимальная скорострельность достигала трех выстрелов в минуту, практическая — не более двух. Снаряд имел высокую начальную скорость 910 м/с, но, несмотря на это, живучесть ствола была вполне: 340 выстрелов полным зарядом, то есть около 3 полных боезапасов.
В боекомплект входили три типа снарядов: бронебойный и два вида фугасных, моментального действия взрывателя и с замедлением. Вследствие правильно подобранной формы и веса (300 кг) снаряды имели одинаковую баллистику.
Вспомогательный калибр состоял из восьми 150-мм орудий SKC/28, которые тоже разработали специально для крейсеров.
Орудие стреляло 45,3-кг снарядами с донным или головным взрывателем при начальной скорости 875 м/с. Максимальная скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту, на практике не превышала 5-7 залпов в минуту. Живучесть ствола — свыше 1000 залпов полным зарядом.
150-мм орудия имели большие секторы обстрела по горизонту. Боезапас составлял 150 снарядов на орудие. Вообще, 8 х 150-мм – это вооружение иного легкого крейсера. Но на «Дойчландах» эти орудия играли роль рейдерского вооружения. Ну действительно, не стрелять же по транспортам из главного калибра?
Но сказать, что вспомогательный калибр был эффективен, нельзя. Да, потопить сухогруз было вполне возможно, но надо было пост управления огнем сделать что ли… Многие эксперты указывали на то, что 150-мм орудия были слабым звеном в вооружении крейсера, поскольку и защищались, и управлялись по остаточному принципу. И вообще, можно было бы обойтись без них, натыкав зениток куда только можно.
Однако если вспомнить, что это в первую очередь рейдер, то все станет нормальным. Для расстрела гражданского парохода не нужны посты управления. А корабли типа эсминца или легкого крейсера запросто отгонят стволы главного калибра. Но это мнение, которое не является аксиомой.
Зенитная артиллерия
Зенитная артиллерия – это эволюция. Когда «Дойчланд» вступал в строй, угрозе с неба противостояли целых ТРИ зенитных орудия калибром 88 мм с раздельным заряжанием образца 1914 года. Понятно, что как только стало возможным, пушки отправили в музеи, а на их место установили спаренные установки того же калибра, но образца 1931 года. С электроприводом, стабилизированные в трех плоскостях… Унитарные патроны по 15 кг весом метали снаряд весом 9 кг на дальность до 10 000 м с начальной скоростью 950 м/с.
Это были очень хорошие орудия. «Дойчланд» и «Шеер» были оснащены ими. На «Шпее» инженеры пошли еще дальше, установив в удачных установках стволы. И вместо 88-мм поставили 105-мм. Снаряд весом 15 кг летел на примерно такое же расстояние, но чуть медленнее – 900 м/с.
Кроме этих пушек, каждый крейсер должен был получить восемь 37-мм автоматов SКС/30 в спаренных установках L/30. Эти автоматы тоже были стабилизированы, но в двух плоскостях.
Торпедное вооружение
Два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата разместили в кормовой части корабля. Там они, в случае чего, не могли нанести большого вредя в случае нештатной ситуации в бою. Аппарата прикрыли легкими (5-мм) щитами, защищая не столько от осколков, сколько от пороховых газов задней башни.
Авиационное вооружение
Стандарт для крейсеров того времени: два гидросамолета (сперва «Хейнкель» Не.60, потом «Арадо» Ar.196) и одна катапульта. Но по факту на борту всегда был только один самолет, из-за чего в свое время на «Шеере» грызли локти, провалив «Страну чудес».
Системы управления
С системами управления все было роскошно. Всего для двух башен. Я бы сказал, что даже излишне. Но если снова вспомнить, что перед нами не строевой крейсер, а рейдер-одиночка, все снова встает на свои места.
Три дальномерных поста (два с 10-метровыми дальномерами, один – с 6-метровым). Целеуказание могло вестись из ПЯТИ равнозначных визирных постов! Два в башенках у боевой рубки, два на фор-марсе у 10-метрового дальномера, один на корме, тоже рядом с дублирующим дальномером.
Все посты прикрывались 50-мм броней. Наблюдение велось исключительно с помощью перископов, никаких люков и щелей. Данные из постов поступали в два центра обработки, расположенные под носовой и кормовой рубками глубоко под броневой палубой и оборудованные аналоговыми вычислительными машинами. Уникально и равных не имело на тот момент.
Вообще-то, и вспомогательным калибром можно было управлять посредством такого количества постов, тем более что у 150-мм орудий был свой пост обработки данных в трюме. Но этот пост был «на двоих», то есть им пользовались и зенитчики. А так как угроза с воздуха присутствовала почти постоянно, понятно, что вычислительный центр был оккупирован зенитчиками.
Для нормальной работы систем ПВО на «Дойчландах» в 1943 году появился новый зенитный КДП SL2, стабилизированный в трех плоскостях и позволявший передавать правильные данные при крене до 12°. На каждом крейсере установили два таких поста. Посты имели и собственные 4-метровые дальномеры.
С зенитными автоматами все было не так радужно. Точнее, вообще никак. До самого конца службы автоматы «Шеера» и «Лютцова» стреляли под местным управлением, с использованием переносных метровых дальномеров.
И это еще не все, нет! Для действий ночью предусматривалось командование кораблем со специального мостика, расположенного над командирским. Там находились специальные просветленные морские бинокли и перископы, а поскольку при ночной стрельбе главным фактором являлась быстрота реакции, то тут же находились два дополнительных поста управления огнем, имевших упрощенное оборудование, но позволявших вести дистанционную стрельбу главным калибром.
Кроме того, на ночном мостике находился визирный пост управления прожекторами и два целеуказателя для стрельбы осветительными снарядами.
Радиолокационное оборудование
Тут «Дойчланды» тоже оказались впереди всей Кригсмарины. Уже в 1937 году на «Дойчланд» установили РЛС FuMG-39. Опыты показали успешность работы локатора, и в 1939 году все три корабля были оснащены более совершенной системой FuMO-22 с огромной антенной 2 x 6 м. «Шеер» и «Шпее» получили так же FuMO-27.
Понятно, что в те годы требовать чего-то фантастического от локаторов было нельзя, но на 8-10 миль корабли противника они обнаруживали вполне уверенно. Но вести огонь пользуясь только данными РЛС до конца войны немцы не рисковали. Упоминания о «слепой» стрельбе по целям на берегу были, но данных об эффективности нет.
Модернизации
В первых океанских походах выяснилось, что мореходность кораблей сильно оставляет желать лучшего. Крейсера на большой скорости зарывались в волну и постоянно подтапливали кормовые отсеки. Специалисты пришли к выводам, что нужно заменить форштевень на «атлантический», более высокий.
Тогда же задумались над унификацией вооружения. Был проект замены 150-мм и 105-мм орудий на универсальные 127-мм. Данная замена позволяла значительно облегчить корабль, усилить ПВО (8 стволов на борт), высвободить почти 100 человек расчетов. Но идея не понравилась адмиралам, и от нее отказались.
В 1939 году «Дойчланд» получил четыре 20-мм автомата, в 1940 году 88-мм зенитки заменили на 105-мм, тогда же крейсер получил «атлантический» нос. В 1942 году установили два 20-мм счетверенных «фирлинга» и один 20-мм автомат вместо прожектора. В конце 1944 года к тому времени уже «Лютцов» имел шесть 40-мм «бофорсов», четыре 37-мм и двадцать шесть 20-мм автоматов. Три «фирлинга» морской модификации, со стабилизацией в трех плоскостях.
«Шеер», как более поздний, менялся меньше. В 1936 году установили два специальных «ночных» дальномера для стрельбы торпедами в темноте и два 20-мм автомата.
В 1940 году вместо башенноподобной надстройки установили трубчатую мачту по типу «Дойчланда», однако с совершенно другим расположением мостиков и платформ. Тогда же крейсер получил «атлантический» форштевень, размагничивающее устройство и наклонный козырек на трубе. Убрали успокоители качки. 88-мм зенитки заменили на 105-мм, а вместо двух 20-мм автоматов установили два сухопутных «фирлинга» без стабилизации.
В 1942 году убрали один из прожекторов и вместо него установили два 20-мм автомата. Радар FuMO-22 заменили на FuMO-26, а на мачтах установили средства пассивного обнаружения излучения неприятельских РЛС «Ява» и «Тимор».
По мере усиления авиации началось и противодействие. К лету 1944 года помимо исходных 8 автоматических 37-мм пушек на «Шеере» было 4 «фирлинга» и 9 одиночных 20-мм автоматов. Затем началась замена части 37-мм спарок на одноствольные 40-мм «бофорсы».
По плану перевооружения в 1945 году «Шеер» должен был иметь четыре 40-мм автомата, четыре 37-мм автомата и сорок два 20-мм ствола. Весь объем модернизаций осуществить не удалось и «Шеер» закончил свою войну имея четыре 40-мм ствола, восемь 37-мм стволов и тридцать три 20-мм ствола.
«Шпее» модернизировать просто не успели. Единственной модернизацией стала замена 88-мм зениток на 105-мм и установка РЛС.
Боевое применение
«Адмирал граф Шпее»
Не задалась карьера, скажем прямо. Вот действительно, «как вы яхту назовете…» Вице-адмирал граф Максимилиан фон Шпее, разгромивший англичан в бою при Коронеле и погибший 8 декабря 1914 года на борту броненосного крейсера «Шарнхорст» в сражении у Фолклендских островов, тоже имел недолгую карьеру. Причем оба носителя имени фон Шпее погибли примерно в одном районе.
29 мая 1936 года крейсер стал флагманом Кригсмарине и первым боевым заданием для корабля стала операция по вывозу германских граждан из полыхающей Испании. Затем было патрулирование отведенного Германии сектора Атлантики, прилегающего к испанским водам.
5 августа 1939 года судно снабжения «Альтмарк», предназначенное для работы в паре со «Шпее», вышло в Соединенные Штаты. Там танкер должен был принять груз дизельного топлива и раствориться в океанских просторах до того момента, как топливо понадобится рейдеру. 21 августа в море вышел «Шпее».
Кораблям достался южный сектор Атлантики. Там крейсер и танкер встретили начало войны.
30 сентября боевой счет был открыт потоплением британского парохода «Клемент» (5 051 брт). Вообще, командир «Графа фон Шпее» Лангсдорф совершил за свое недолгое командование много глупостей, но рассекретить свое положение радиограммами – это был перебор. Джентльменство – дело хорошее, но не в таких объемах и тем более не на войне.
Естественно, известие о том, что в Атлантике пиратствуют два рейдера, взбодрило англичан и французов. Для отлова и упокоения было создано и отправлено в Атлантику целых 8 тактических групп, в которые входили 3 авианосца, 2 линкора, 3 линейных крейсера, 9 тяжелых, 5 легких крейсеров и пара десятков эсминцев.
Для двух тяжелых крейсеров – более чем почетно.
Как проходил знаменитый бой у Ла Платы, написано много, повторять рассказ о ходе сражения не стоит. Скажу только, что у «Шпее» был шанс разделать британцев под орех и уйти. Но видимо, сыграла свою злую роль контузия Лангсдорфа, просто угробившего хороший корабль, поддавшись на провокацию коварных бриттов.
С чисто технической стороны бой при Ла-Плате можно считать победой немецкого крейсера. Попавшие в него два 203-мм и восемнадцать 152-мм снарядов не причинили ему фатальных повреждений. Главная артиллерия «Шпее» осталась полностью боеспособной, из восьми 150-мм орудий вышло из строя только одно, а две установки 105-мм, которые вывели из строя снаряды британцев, большой роли не играли изначально.
«Шпее» не имел ни крена, ни дифферента, машины были в полном порядке. Потери экипажа из 1 200 человек составили 1 офицера и 35 матросов убитыми и 58 ранеными. А вот о британском отряде так не скажешь. «Эксетер» немцы отдолбали так, что крейсер был небоеспособен. Артиллерийская мощь отряда Хэрвуда к концу сражения снизилась более чем вдвое, к тому же на наиболее боеспособном «Ахиллесе» осталось только 360 снарядов. Так что продолжение вполне могло иметь место быть.
Главной потерей можно считать голову командира Лангсдорфа, который фактически капитулировал перед обстоятельствами. Примерно как командир «Бисмарка» Лютьенс в свое время.
В общем, Лангсдорф трусливо подорвал корабль и не менее трусливо застрелился. На том закончилась карьера тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее».
«Дойчланд» — «Лютцов»
Скажем так: «Дойчланд» был не самым везучим кораблем. Боевая служба началась с испанских операций, и в каждой крейсер получал какие-то повреждения.
29 мая 1937 года «Дойчланд» находился на рейде острова Ибица, когда около 18.45 со стороны суши появились 2 СБ из состава «Группы 12» — маленького (10 самолетов) отряда советских летчиков-добровольцев.
Наши летчики спутали «Дойчланд» с «Канариасом» и сбросили бомбы на него. В корабль попали всего две 50-кг бомбы, но дел они наделали… Одна бомба вызвала пожар и детонацию боезапаса 150-мм орудия №3. Сгорел самолет, сгорел катер. Вторая бомба тоже вызвала пожар, от которого сдетонировали снаряды 150-мм орудий левого борта в кранцах.
Неожиданно, но в результате попадания двух 50-кг бомб погиб 31 человек и 110 оказалось ранено, из них 71 — тяжело. Крейсер ушел на ремонт в Германию.
В 1939 году «Дойчланд» одновременно с «Шпее» вышел в Атлантику на рейдерство. Крейсеру досталась северная часть Атлантики, в которой корабль месяц ожидал приказа на начало действий.
4 октября 1939 года «Дойчланд» открыл счет, потопив британский пароход «Стоунгейт». Но рейдерство было более чем невнятным: два с половиной месяца нахождения в море дало в итоге менее 7000 т уничтоженного тоннажа и один захваченный нейтральный транспорт, не достигший Германии.
Неудачный рейд сыграл свою роль в переименовании корабля. Вообще, «Германия» не могла так облажаться, не могла быть потоплена. Потому, так как тяжелый крейсер «Лютцов» был продан Советскому Союзу, название как бы освободилось. Не совсем удачливый «Дойчланд» получил имя «славного», но очень неудачного линейного крейсера. Единственного в своем классе, не вернувшегося из Ютландского сражения.
Крейсер принял участие в оккупации Норвегии, в одном отряде с «Блюхером», которого несговорчивые норвежцы потопили. «Лютцов» отделался легким испугом, точнее, на обратном пути получил в корму торпеду от британской подводной лодки.
12 июня 1941 года, получив назначение на работу в Атлантике, «Лютцов» и 5 эсминцев вышли в море. Были перехвачены британскими торпедоносцами и крейсер получил торпеду в борт. Операцию отменили.
12 ноября 1943 года, закончив ремонт, перешел в Норвегию, сменив «Шеер». Принимал участие в позорной атаке на конвой JW-51B 31 декабря. По сути, «Лютцов» пассивно не принимал участия в бою, вместе с эсминцами, а воевал один «Хиппер».
Вклад «Лютцова» — выпущенные в сторону противника 86 снарядов главного калибра и 76 вспомогательного.
В марте 1944 года получил статус учебного корабля от нового командующего ВМФ Деница. Крейсер перевели на Балтику, где он поддерживал своими орудиями отступающие немецкие войска.
16 апреля 1945 года, находясь в Свинемюнде, попал под налёт британских ВВС и получил тяжёлые повреждения. Корабль сел на грунт, но продолжал вести огонь главным калибром. При приближении советских войск 4 мая 1945 года был взорван экипажем.
«Адмирал Шеер»
Боевое крещение принял в мае 1937 года. Вообще, «Шееру» досталась неприглядная роль морского террориста. После воздушной атаки «Дойчланда» 29 мая «Шеер» в соответствии с приказом командования выпустил по городу Альмерия 91 снаряд главного калибра, 100 «промежуточных» 150-мм и 48 зенитных 88-мм снарядов.
5 ноября 1940 года открыл боевой счет, потопив британский пароход «Мопан». Далее рейдер нашел конвой НХ-84. Благодаря героизму вспомогательного крейсера «Джервис Бей», прикрывшему конвой, суда рассредоточились и «Шеер» смог потопить только 5 кораблей из 37. Позже рейдер потопил еще два корабля.
Крейсер принял участие в неудачной атаке на конвой PQ-17. После была бесславная операция «Страна чудес» в северных водах СССР. Операция закончилась потоплением советского парохода «Александр Сибиряков».
В начале 1945 года крейсер действовал в Балтийском море, обстреливая наступающие советские войска. Полностью расстреляв стволы, ушел на замену в Германию, где был в апреле потоплен союзной авиацией.
Итоги
Реально стоит поздравить немцев. В 30-х годах прошлого столетия они создали реально выдающиеся боевые корабли. Удачное сочетание очень мощной артиллерии с огромной для тех времен автономностью и сильнейшей в классе артиллерией делали «Дойчландов» очень сложными противниками для любого крейсера.
Идеальный рейдер – так можно было назвать эти корабли. Были и недостатки, но были и огромные преимущества. Весь вопрос состоял только в том, как применять эти весьма неоднозначные крейсера.
Источники:
Владимир Кофман. Карманные линкоры фюрера.
Владимир Кофман. Корсары Третьего рейха.
Источник: topwar.ru