Ка-52К накануне серийного производства

Ка-52К накануне серийного производства
Сообщается о завершении испытаний перспективного ударного вертолета палубного базирования Ка-52К «Катран». Машина готова к серийному производству, а опытные образцы теперь привлекаются к новым мероприятиям. Планы по производству и поставкам в войска еще не оглашались, но уже ясно, к каким последствиям они приведут.

Последние новости

О последних успехах проекта Ка-52К на днях сообщило РИА Новости со ссылкой на генерального конструктора Национального центра вертолетостроения «Миль и Камов» Сергея Михеева. Приводятся оптимистичные и обнадеживающие новости и оценки перспектив проекта.

По словам С. Михеева, испытания «Катрана» завершены. Неустранимые замечания со стороны военного ведомства отсутствуют. Также выполнена подготовка производства. Завод «Прогресс» в Арсеньеве готов к выпуску техники – «нужно только кнопку нажать». Генеральный конструктор НЦВ не сомневается, что серию запустят, и новый вертолет поступит на службу в ВМФ. Кроме того, такое будущее прочат перспективным модификациям Ка-52К.

С. Михеев указал, что различные испытательные мероприятия проводятся и после основных проверок. Ка-52К задействованы в испытаниях вновь построенных кораблей. У каждого корабля есть свои особенности аэродинамики и другая специфика. Поэтому в ходе общих испытаний осуществляются проверки с взлетом и посадкой вертолетов.

Ка-52К накануне серийного производства
Кроме того, генеральный конструктор напомнил, что разнообразные тесты проводятся в течение всего жизненного цикла техники. Это необходимо для отработки новых образцов аппаратуры, вооружений и т.д. В дополнительных проверках не нуждаются только силовая установка и несущая система.

Как скоро заказчик «нажмет кнопку» и запустит серийную постройку новых вертолетов – не уточняется. Также остаются неизвестными точные потребности Минобороны и возможные объемы финансирования строительства.

В процессе испытаний

Разработка палубной модификации ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» велась с начала прошлого десятилетия. Такая техника изначально предлагалась для включения в авиационную группу новых УДК типа Mistral. Российский флот так и не получил подобные корабли, но работы по вертолетам продолжились и привели к желаемым результатам.

Первый полет опытного Ка-52К состоялся весной 2015 г. После этого началась полномасштабная программа испытаний с отработкой всех новых решений, компонентов и систем. Как следует из последних новостей, но проведение подобных мероприятий потребовалось чуть более пяти лет. В обновленной конструкции нашли и исправили все недочеты, а также подготовили производственные мощности.

Ка-52К накануне серийного производства
Достаточно большая длительность испытаний связана с рядом важных нововведений, затрагивающих практически все основные элементы вертолета. Так, для базирования на корабле переработали несущую систему, внедрив узлы складывания лопастей. Схожие устройства ввели в конструкцию крыла. С учетом новых условий базирования и работы все основные элементы конструкции защитили от коррозии.

Некоторым доработкам подвергся комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Так, изначально в проекте «Катран» хотели использовать новую РЛС на базе серийной «Жук-АЭ», однако в дальнейшем вернулись к штатному для Ка-52 «Арбалету». Имевшуюся оптико-электронную станцию заменили новой ОЭС-52. Также сообщалось об использовании ряда других приборов, необходимых для эксплуатации над морем.

Существенным доработкам подвергся комплекс вооружений. «Катран» сохранил 30-мм пушку и по-прежнему способен неси неуправляемые ракеты, а также управляемое вооружение «воздух-земля» и «воздух-воздух». Для расширения боевых возможностей с учетом новой тактической роли обеспечена возможность несения свободнопадающих авиабомб. Также впервые в отечественной и мировой практике ударный вертолет получил крылатые ракеты Х-31 и противокорабельные Х-35.

Смена способа базирования, многочисленные доработки конструкции, замена оборудования и дополнение комплекса вооружений привели к необходимости длительных всесторонних испытаний. Поэтому «всего лишь» модификация серийного Ка-52 проходила проверки более пяти лет. При этом испытания проводились не только на сухопутных и морских полигонах. В 2016 г. сообщалось об участии Ка-52К в сирийской операции – вертолеты работали с палубы «Адмирала Кузнецова».

Ка-52К накануне серийного производства

Вертолеты для флота

По окончании испытаний Минобороны получает возможность разместить государственный заказ на производство серийных Ка-52К для поставки в морскую авиацию. Как скоро он появится и какое количество техники будет предусматривать – пока не известно.

Следует отметить, что это будет уже не первый заказ на «Катраны». Первый контракт такого рода появился еще в 2014 г. и предусматривал поставку 32 вертолетов для оснащения двух «Мистралей». Франция отказалась передавать эти корабли, и положение авиационной техники оказалось неопределенным. В дальнейшем корабли приобрел Египет, а российская сторона продала ему «Катраны».

Вопрос оснащения отечественных кораблей новым Ка-52К до сих пор раскрыт не в полной мере. Подтверждена возможность базирования такой техники на «Адмирале Кузнецове»; вертолеты испытываются на кораблях других классов и типов. Также существуют различные оценки и прогнозы.

В прошлом году в отечественных СМИ сообщалось, что один «Катран» может базироваться на БДК пр. 11711 – два таких корабля уже готовы и два пока строятся. Базирование единичных вертолетов также возможно на других кораблях, от корвета и крупнее. Впрочем, боевая эффективность в этих случаях серьезно ограничивается.

Ка-52К накануне серийного производства
В июле состоялась закладка двух перспективных УДК пр. 23900. Как сообщается, авиационная группа этих кораблей будет включать до 16 вертолетов разных типов, в т.ч. Ка-52К. Таким образом, для получения максимальных ударных возможностей два корабля нуждаются в 32 вертолетах «Катран». Таким образом, суммарные потребности ВМФ России в новых вертолетах могут превышать 32-35 единиц.

Для поддержки десанта

С самого начала проект Ка-52К разрабатывался в качестве боевой машины для десантных кораблей, способной поддерживать огнем высадку на побережье. За прошедшие годы концепция не поменялась – вертолет по-прежнему предназначается, в первую очередь, для применения с десантных кораблей в интересах морской пехоты.

Таким образом, основной задачей для «Катрана» видится борьба с противодесантной обороной противника на участке высадки. Оборона может включать стационарные огневые точки, различную бронетехнику и артиллерию, и Ка-52К способен поражать все подобные цели. Управляемое и неуправляемое вооружение, в т.ч. со значительной дальностью пуска позволят атаковать вражеские цели из-за пределов зоны ответственности вражеской ПВО и обеспечивать продвижение десанта. Кроме того, вертолеты смогут использовать ПКР против надводных целей, как в прибрежной зоне, так и в открытом море.

Актуальные планы корабельного строительства подразумевают закупку нескольких десятков ударных вертолетов палубного базирования. Благодаря их появлению десантные возможности флота существенно вырастут. Новые УДК будут более эффективным средством доставки войск, а Ка-52К с их палубы обеспечат подавление обороны противника и упростят работу десанта.

Однако нужно учитывать, что реальные результаты такого рода придется ждать еще несколько лет. Строительство третьего и четвертого десантных кораблей пр. 11711 завершится в 2025-26 гг., а новейшие УДК пр. 23900 войдут в строй еще позже. Однако ВМФ уже сейчас имеет все возможности для того, чтобы все эти корабли своевременно получили необходимую авиационную технику. «Катран» прошел испытания и готов к производству – теперь все зависит только от решений Минобороны.

Источник: topwar.ru