От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
Серийная БМП-1. Фото Wikimedia Commons

Российская армия располагает многочисленным и развитым парком боевых машин пехоты разных типов. Самым старым его представителем является техника семейства БМП-1 – как линейные бронемашины, так и изделия на их базе. Они отличаются большим возрастом и морально устарели. Для продолжения эксплуатации такой техники требуется ремонт и глубокая модернизация. Однако до недавнего времени этот вопрос не имел решения.

Образец из прошлого

БМП-1 была принята на вооружение в 1966 г. и тогда же пошла в серию. Производство этой техники запустили на нескольких отечественных предприятиях. Строительство первой модели БМП продолжалось в нашей стране до 1983 г., после чего ее полностью вытеснило производство более новой БМП-2. К этому времени успели выпустить более 20 тыс. бронемашин. Основным получателем техники стала советская армия; часть продукции передали дружественным странам. Кроме того, в нескольких государствах при советской поддержке было организовано лицензионное производство.

Согласно справочнику IISS The Military Balance 1991—1992, в начале девяностых годов парк БМП советской / российской армии включал 16,5 тыс. ед., и значительную его часть составляли машины первой модели. Также имелся большой запас техники на базах хранения. В дальнейшем количество БМП в строевых частях и в резерве сокращалось, в основном за счет более старых образцов.

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
Опытная БМП-1М с боевым модулем «Кливер». Фото Russianarms.ru
The Military Balance за текущий год показывает, как к настоящему времени изменился парк БМП. По данным IISS, сейчас в строевых частях остается всего 500 БМП-1 и еще ок. 7 тыс. машин находится на хранении. При этом БМП-1 давно утратила лидерство по численности в строю. Причины этого очевидны, и главная из них – морально и физическое устаревание.

Проблема обновления

Те или иные варианты обновления и доработки БМП-1 разрабатывались с семидесятых годов. К примеру, в 1979 г. на вооружение поступила модификация БМП-1П с новым ракетным комплексом 9К111 «Фагот» и дымовыми гранатометами. Через несколько лет появилась версия БМП-1Д с усиленной защитой, но без ракет и возможности плавания – она предназначалась для применения в Афганистане.

В девяностых годах начались новые попытки модернизации устаревающей бронемашины. Ряд организаций предлагал свои варианты обновления БМП-1 с заменой тех или иных агрегатов. В основном такие проекты предназначались для повышения боевых характеристик и предусматривали замену штатного вооружения.

Так, проект БМП-1-30 «Разбежка» предусматривал установку башни от машины десанта БМД-2. Вместе с ней машина пехоты получала 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ и ракетный комплекс «Фагот» / «Конкурс». Также рассматривалась возможность установки башни от БМП-2 с аналогичным вооружением. Предполагалось, что после такой модернизации БМП-1 избавится от характерных недостатков орудия 2А28 «Гром».

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
БМП-1М от «Муромтепловоза». Фото Muromteplovoz.com
Предлагалось несколько проектов с общим индексом БМП-1М. В варианте от тульского КБ приборостроения он предусматривал установку боевого модуля ТКБ-799 «Кливер» с 30-мм пушкой 2А72, пулеметом и четырьмя ракетами ПТРК 9К135 «Корнет». Одноименный проект от предприятия «Муромтепловоз» предлагал замену оригинальной башни на боевые модули МБ2-03 или МБ2-05. При такой модернизации БМП-1 получала пушку 2А42, пулемет ПКТМ и гранатомет АГС-17 либо ракеты «Конкурс».

Все варианты модернизации БМП-1 демонстрировались на выставках и предлагались потенциальному заказчику в лице министерства обороны. Однако заказов не последовало, и проекты не продвинулись дальше сборки и испытаний опытной техники. На тот момент армия еще не определилась с необходимостью массовой модернизации БМП-1, а кроме того, не имела достаточных средств.

БМП + БТР

В 2018 г. на форуме «Армия» НПК «Уралвагонзавод» впервые представила очередной проект модернизации боевой машины пехоты – БМП-1АМ «Басурманин». Этот проект вновь предлагает замену или переделку части агрегатов, и основное внимание при этом уделяется обновлению комплекса вооружений.

В рамках модернизации «Басурманин» получает двигатель модификации УТД-20С1 производства завода «Барнаултрансмаш»; трансмиссия и ходовая часть проходят ремонт и восстановление. Используются новые водоизмещающие крылья, улучшающие характеристики на воде.

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
БМП-1АМ на «Армии-2018». Фото Wikimedia Commons
Штатное боевое отделение БМП-1 в проекте «АМ» заменяется башенной пушечно-пулеметной установкой от бронетранспортера БТР-82А. Она несет 30-пушку 2А72, пулемет ПКТМ, ПТРК 9К115 «Метис» и дымовые гранатометы. Для наведения используется комбинированный прицел ТКН-4ГА-01. Старая радиостанция Р-123М демонтируется и заменяется современной Р-168-25У-2, обеспечивающей включение в современные системы управления войсками.

БМП-1АМ сохраняет длину и ширину базовой машины, но высота увеличивается до 2,55 м. Боевая масса увеличивается до 14,2 т. Ходовые характеристики остаются на прежнем уровне. Экипаж, как и ранее, включает трех человек. В десантном отделении по-прежнему располагается 8 бойцов. Выход – через кормовые двери или верхние люки.

«Басурмане» идут

Первый показ машины БМП-1АМ состоялся на «Армии-2018». Тогда же в прессе появились сообщения о старте серийной модернизации в 2019-м, но подробности не последовали.

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
«Показательное выступление» бронемашины. Фото Bastion-karpenko.ru
В июне прошлого года руководство Минобороны раскрыло планы по производству новой бронетехники и модернизации наличных машин. До конца 2019 г. планировалось поставить в войска 400 бронемашин разных типов, в т.ч. БМП-1АМ после модернизации. В каком количестве и куда должна была поступить такая техника, не уточнялось.

Прошлогодняя новость прямо указывала на запуск серийной модернизации имеющихся боевых машин пехоты. Однако о принятии на вооружении модификации «АМ» не сообщалось. Более того, информация такого рода отсутствует до сих пор.

В конце июня этого года на профильных ресурсах появились любопытные фотографии. Рядом с Барнаулом был замечен эшелон с «Басурманами» на платформах в количестве 15-20 ед. Скорее всего, это были машины серийной модернизации, направляющиеся к месту службы. Таким образом, факт сборки БМП-1АМ получает подтверждение, и счет эти машинам уже идет на десятки. При этом следует учитывать, что «барнаульская» партия бронемашин может быть не первой.

От базы до «Басурманина». Проблемы модернизации БМП-1
Перевозка «Басурман» по железной дороге. Фото Twitter.com/airforcefreak

Устаревшие и перспективные

В настоящее время в строевых частях остается ок. 500 БМП-1. Эта техника давно морально устарела, но ее пока не собираются списывать. Следствием этого становится проект модернизации БМП-1АМ «Басурманин». Его реализация уже стартовала, и первые обновленные машины к настоящему времени могли попасть в части.

Нетрудно заметить, что проект «Басурманин», при всех своих преимуществах, предусматривает ограниченную доработку исходной конструкции. По сути, заменяется только боевое отделение, тогда как силовая установка в целом, бронекорпус и т.д. остаются прежними и сохраняют исходные характеристики. Вследствие этого часть параметров и возможностей улучшается, но в остальном это остается старая БМП-1. При всем этом, модернизация не требует больших затрат.

Проект БМП-1АМ имеет как плюсы, так и минусы. Однако он является вынужденной и временной мерой, и его главная цель – поддержание работоспособности и пригодности устаревшей техники. Продление ресурса и замена вооружений позволит обновленным боевым машинам оставаться в строю еще 10-12 лет. А к моменту списания «Басурман» армия успеет получить достаточное количество БМП нового поколения и провести полноценное переоснащение со всеми желаемыми результатами.

Источник: topwar.ru