Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Прекрасный щит рондаш в античном стиле из Венской оружейной палаты. Судя по надписи на щите, император Карл V получил этот великолепный щит вместе с парным к нему шлемом от своего брата Фердинанда I в честь его африканской кампании. На внешнем фризе между Нереидами можно найти медальоны с бюстами четырех римских африканских героев: Сципиона, Цезаря, Августа и Клавдия. Чем подтверждалось, что Карл V был не только законным преемником всех этих великих правителей, но и стал новым Персеем, противники которого обращаются в камень одним только взглядом головы Медузы на его щите! Изготовлен по гравюрам Андреаса Мантенья около 1550—1555 гг. миланским оружейником Филиппо Негроли (ок. 1510—1579). Материал: чеканное железо, частично полированное, частично черненое, частично вороненое, частично инкрустированное золотом и серебром

По шестисот сиклей кованого золота пошло на каждый щит…
Вторая книга Паралипоменон 9:15

Оружие из музеев. Итак, мы вновь возвращаемся к теме средневековых доспехов, ну, не средневековых, так уж эпохи Ренессанса совершенно точно, поскольку надо мне несколько отвлечься от темы дурно пахнущих порохом пистолетов и мортир. Убийство, конечно, отвратительно в любой его форме, но даже самый кровожадный сильный и умелый воин с мечом не сможет одним своим ударом отправить на тот свет сразу 17 человек, а вот картечный выстрел эпохи Наполеоновских войн мог это сделать запросто. Так что давайте отправимся опять в старину и познакомимся с тем, с чем мы еще не знакомились, а именно со щитами, которые называются рондаш. Слово это обозначает европейский щит, использовавшийся сначала всадниками, но в конце Средневековья оказавшийся характерным оружием пехоты. Ну а закончилась его история в эпоху Ренессанса, когда эти щиты приобрели функции исключительно парадного вооружения и даже стали… деталями интерьера. Кстати, в отношении иллюстраций данного материала нам. можно сказать, исключительно повезло, потому, что рондашей до нашего времени дошло очень много, и мы можем получить исчерпывающее представление и о них и о мастерстве их изготовителей по экспонатам не из одного, а из нескольких самых известных музеев Европы и США, включая Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, что интересно уже само по себе!

Собственно, самые первые щиты как раз и были именно круглыми (поскольку, скорее всего, плелись из прутьев), и форма эта прижилась не то что на века – на тысячелетия. Круглыми были греческие гоплоны, дощатые «липы защиты» — щиты викингов. Кто только их не носил! Единственная разница в конструкции круглого щита была лишь одна: имел он посредине выпуклый умбон или нет. Иногда умбонов было больше – пять: один посредине и еще четыре по бокам, которые скрывали крепления ремней для удержания. Делали такие щиты из липовых досок, плели из ивовых прутьев, а также делали из бронзы, меди, стали, вываренной в масле кожи, причем использовалась бычья кожа, бизонья и кожа носорога. И как только их не украшали! Щиты, даже самые простые, со временем стали настоящими произведениями искусства, причем на Востоке, в Индии, Иране, в Египте и в Турции к концу XV века вошли в моду относительно небольшие (диаметром около 50 см) выпуклые щиты, сделанные из металла (латунь, бронза, железо), покрытые гравировкой и резьбой. Они достаточно хорошо защищали от холодного оружия и даже от пуль первых образцов примитивного огнестрельного оружия.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Стальной щит мамлюков, конец XV века. Возможно, изготовлен в Иране. Материал: сталь, медные сплавы. Диаметр: 46,7 см, вес 1546 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Вся поверхность этого щита украшена вот такой замечательной резьбой по металлу!
В Интернете встречается утверждение, что предшественником рондаша является фехтовальный щит. Но этого никак не может быть, потому что тот же итальянский фехтовальный щит был узким, имел длину 60 см и только кисть руки и закрывал. Имелось острие, которым можно было пользоваться во время поединка. И этот щит был маленьким, а рондаш, во-первых, круглый, а во-вторых – достаточно большой.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Вот два таких фехтовальных щита 1542 года, выполненные в стиле Джокко дель Понте из Пизы, но отличающиеся от пизанских усилением железным острием. Обращение к святому Бернарду Сиенскому, скорее всего, означает, что что заказывались оба щита кем-то из Сиены. Венская оружейная палата
Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Фехтовальный щит «боче» с откидывающимся острием. Испания, начало XVI в. Материал: сталь, медный сплав, бархат, бахрома. Техника оформления: ковка, чеканка Диаметр: 36,0 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Правда, известны странные, фантастического вида круглые щиты XVI века с зубцами по окружности, служившими ловушками для вражеских клинков, оснащенные вдобавок клинками. Обычно одно лезвие было длиной до 50 см, чтобы им можно было фехтовать, но, кроме него, могло быть еще несколько, в том числе и с пилообразными клинками. Мало того: придумавшие столь смертоносное оружие итальянцы и испанцы решили использовать этот щит для ночных нападений, поэтому у многих из них на верхнем крае было сделано круглое отверстие, позади которого находился потайной фонарь. Свет фонаря проходил через это отверстие, которое также можно было открывать и закрывать при помощи задвижки. Идея установить на щит фонарь, который закрывается пружинной крышкой с затвором, была особенно фантастической. Предполагалось с помощью этого фонаря ослеплять врага ночью, чтобы его легче было «прибить». На практике же масляная лампа, скорее всего, погасла бы, едва противники вступили бы в поединок, или же владелец щита облил бы себя горячим маслом и поджег на себе одежду. Так что щит этот, скорее всего, был более опасен для его владельца, чем для потенциального противника. Хотя, конечно, чисто внешне он был устрашающе эффектен.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Вот он, этот ужасный «фонарный щит» XVII века. Именно его все как раз и рисуют и на этот щит ссылаются, но, скорее всего, это редчайшее, а не массовое изделие! Венская оружейная палата. Было у этих щитов было и свое собственное название: фонарные щиты (нем. Laternenschild). Кроме того, они еще и должны были служить для защиты от пуль, поэтому делались пуленепробиваемыми, а мастера-оружейники всегда производили по ним перед сдачей пробный выстрел из аркебузы с дистанции в ста шагов. Весили они по 9 и даже 10 килограммов, так что особого распространения получить просто не могли: какая же это левая рука выдержит такую тяжесть да сможет еще и фехтовать ею? Венская оружейная палата
Впрочем, есть точка зрения, что такой щит – это как раз рондаш и есть, но только… «траншейный». Фон Винклер, писал о нем так:

«В траншеях воины долго сохраняют ещё употребление рондаша, который имеет особенное устройство и образует род наруча. Рукавица для левой руки прикрепляется к диску, а под рукавицей к щиту приделывается шпага, выступающая из-за края его на 50 см; окружность щита вырезана зубцами для отражения ударов. На внутренней стороне диска, недалеко от края, приделывается фонарь, свет которого проходит через отверстие; последнее можно по желанию открывать и закрывать посредством круглой задвижки. Этот рондаш, без сомнения, первых годов XVII столетия».

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Щит фехтовальный с пистолетом из коллекции Эрмитажа. Испания (?), середина XVII в. Материал: сталь, латунь, кожа. Техника оформления: ковка, резьба. Диаметр: 44,5 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Но здесь тогда необходимо уточнение, что, кроме таких вот «траншейных рондашей», значительно в большем количестве мы встречаемся с рондашами в виде обыкновенных металлических щитов диаметром 50-60 см без каких-либо дополнительных клинков и фонарей, но зато очень богато украшенных гравировкой и чеканкой. Есть менее украшенные и явно более функциональные щиты этого типа, а есть щиты, отличающиеся исключительным богатством отделки. Очевидно, что служили они разным целям, поскольку их стоимость просто несопоставима.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Полудоспех и щит. Италия, первая четверть XVII в. Брешия. Материал: сталь, кожа. Техника оформления: чеканка, гравировка, золочение. Диаметр: 60 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Похожий полудоспех со щитом, так называемый гарнитур Фуггера, изготовлен в Италии около 1560 года, владелец Кристоф Фуггер. Венская оружейная палата
Известно, что под названием rodela их широко использовали испанцы во время Итальянских войн в 1510—1520 гг. и называли их родельерос («щитоносцы»). Ну а рондашьерами их называли во Франции. Известно также, что такие щиты использовали конкистадоры Эрнана Кортеса во время завоевания Мексики. Так, в 1520 году у 1000 его солдат из 1300 человек конкистадоров как раз и были такие щиты, и они хорошо защищали их владельцев от индейского оружия. В 1521 году у него было 700 родельерос и лишь 118 аркебузиров и арбалетчиков.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Рондашьер. Иллюстрация из болонского руководства по фехтованию Акилле Мароццо «Новый труд» 1536 года издания
Причина же их появления проста: тогда на поле боя пехота состояла из копейщиков и аркебузиров, и первые оберегали вторых, пока те перезаряжали свое оружие. Нужно было как-то прорвать их строй, для чего швейцарцы начали использовать алебардистов, немцы – ландскнехтов с двуручными мечами-цвайхендерами, ну а испанцы — родельерос, вооруженных мечом и прочным щитом, с которым боец мог не бояться ни острых пик, ни аркебузных выстрелов.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Гарнитур: шлем бургонет и щит-рондаш в античном стиле. Обращает на себя оригинальный подбор «трофеев» по бордюру щита. Там присутствуют не только оружие и лавры, но даже кирка, лопата и музыкальные инструменты, вот как! Венская оружейная палата
Тем не менее, использование их в боях показало, что они уязвимы для атак кавалерии, да и пикинеры, если они были хорошо обучены и держали строй, были для них достаточно крепким орешком. В итоге родельерос начали применять в составе испанских терций, а не в виде отдельных отрядов, что потребовало очень хорошей выучки и от них, и от входивших в нее пикинеров и аркебузиров!

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
В коллекции Эрмитажа тоже есть шлем и парный к нему рондаш конца XV в. — начала XVI в. Испания. Диаметр щита: 58 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А потом от них отказались даже испанцы, так как держать в строю двух солдат, вооруженных холодным оружием, и только одного стрелка, оказалось невыгодно. Правда, Мориц Оранский попытался вооружать передние шеренги своих войск мечами и щитами в дополнении к пике, рассчитывая защитить свои войска от расстрела вражескими мушкетерами, но ничего путного из этого не вышло. Щиты, защищавшие от мушкетных пуль, оказались уж слишком тяжелы.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Многие щиты в коллекциях разных музеев очень похожи, хотя были сделаны в разное время, в разных странах и разными мастерами. Это неудивительно. Форма щита опять-таки очень часто подсказывала, как лучше всего оформить то или иное изделие. Рондаш, изготовленный во Франции. Мастер Жан Миньон, ок. 1550 г. Музей армии, Париж
Но вот в качестве элементов парадного рыцарского вооружения щиты рондаши были востребованы еще длительное время. В материалах на «ВО», посвященных теме рыцарского вооружения, подчеркивалось, что в определенный момент времени доспехи превратились в своего рода придворный костюм. Их надевали, но лишь для того, чтобы показать, что ты достойный наследник своих предков и можешь себе позволить иметь эту «одежду из металла», да еще и одеваться в нее, следуя моде. И понятно, что доспех без щита (это при том, что в бою латная кавалерия щитами в том же XVI веке уже не пользовалась!) воспринимался как… незаконченный, ну так, как сегодня воспринимается модно одетая женщина, но без соответствующей сумочки.

Причем большая и ровная поверхность рондаша в буквальном смысле этого слова развязала оружейникам руки. Теперь они могли изображать на щитах целые чеканные или резные картины из металла, а когда вдруг стало модным поверхность доспехов расписывать красками, то и тут рондаш оказался вполне к месту! Доходило до того, что, стараясь угодить своим богатым и взыскательным клиентам, мастера расписывали свои изделия с обеих сторон!

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Один из таких расписных щитов, ок. 1535 г. Приписывается итальянцу Джироламо да Тревизо. Это один из небольшой группы расписных щитов эпохи Возрождения, разрисованных как снаружи, так и изнутри сценами из римской истории и классической мифологии гризайлями (оттенками серого) на основе сусального золота. Многие детали визуализированы в технике сграффито (техника процарапывания поверхности для выявления под ней другого цвета, в данном случае золота). Джироламо да Тревизо был одним из немногих художников XVI века, использовавших сложную технику сграффито, которая вышла из моды уже в конце XV. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Сцены битв на внутренней стороне этого щита, скорее всего, иллюстрируют эпизоды жизни римского полководца Сципиона и показывают нам внимательное отношение художника к изображению костюмов и доспехов того времени, которые уже были известны по античным скульптурам и монетам. А вот физические типы и их энергичные позы появились на нем благодаря Джулио Романо (около 1499–1546 гг.), который был помощником Рафаэля, а позже придворным художником герцогов Мантуи. Ну а Джироламо да Тревизо работал с Джулио в Мантуе в 1527 году и многое перенял. Место изготовления: Болонья. Материал: дерево, лен, левкас, сусальное золото, полихромия. Диаметр: 62,53 см. Вид на внешнюю сторону. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Еще один расписной щит из Милана. Италия, конец XVI в. Материал: дерево. Техника отделки: обтяжка холстом, роспись. Диаметр: 53 см. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как уже отмечалось, многие рондаши оформлялись как самая настоящая картина, только выполненная в металле. Причем использовалась такие технологии, как чеканка по металлу, резьба, чернение, воронение, золочение, инкрустация цветным металлом и даже химическое окрашивание. Золотили детали щита обычно кузнечным способом при помощи ртутной амальгамы, что, конечно, здоровья мастерам, использовавшим эту технику, не прибавляло.

Рондаш и рондашьеры. От пользы до красоты
Вот, например, щит-рондаш XVI в., изготовленный в миланской мастерской оружейников семьи Пиччинино, отличающийся великолепным и сложным декором, что явным образом свидетельствует о его парадном назначении. Вороненая поверхность щита украшена чеканкой в высоком рельефе и отделана в технике таушировки — насечки золотом и серебром. Сложная композиция на его поверхности гармонично сочетается с круглой формой. Сюжетом рельефа послужил рассказ древнеримского историка Тита Ливия о весталке Тусции, которая в доказательство своей невинности принесла воду в решете. Материал: сталь. Техника оформления: воронение, таушировка золотом и серебром. Диаметр: 59 см. Был приобретен Эрмитажем в 1837 г. в Париже у антиквара П. З. Лери. Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
P. S. Администрация сайта и автор материала благодарят заместителя генерального директора Государственного Эрмитажа, главного хранителя С. Б. Адаксину и Т. И. Кирееву (отдел обеспечения публикаций) за разрешение использовать фотоматериалы с сайта Государственного Эрмитажа и оказание содействия в работе с иллюстративными фотоматериалами.

Продолжение следует…

Источник: topwar.ru