Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Весьма успешное применение OV-10А Bronco в Юго-Восточной Азии подогрело интерес к этому турбовинтовому штурмовику со стороны стран, имеющих проблемы с разного рода инсургентами. Одновременно с продажей базовой версии «Бронко», использовавшейся во Вьетнаме, для зарубежных покупателей были созданы экспортные модификации, отвечающие конкретным требованиям заказчика.

Впрочем, иногда «Бронко» приобретались не для борьбы с партизанами. В Luftwaffe эксплуатировались двадцать четыре OV-10A. В Западной Германии эти самолёты находились в составе 601-го тактического авиакрыла, и их главными задачами являлись разведка и наведение на цель сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков. Параллельно немецкие пилоты отрабатывали нанесение ударов по наземным целям и борьбу с вертолётами. После того как в ФРГ было построено достаточное число двухместных реактивных штурмовиков Alpha Jet, турбовинтовые OV-10A переделали в буксировщики воздушных мишеней, получившие после переоборудования обозначение OV-10B.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Немецкие буксировщики мишеней имели дополнительную остеклённую кабину в задней части фюзеляжа. В настоящее время эти самолёты сняты с вооружения, выкуплены частными лицами и регулярно участвуют в различных авиашоу.

Если в ФРГ двухместные турбовинтовые штурмовики совершали только тренировочные полёты, то в других странах им довелось повоевать. В начале 1970-х Королевские военно-воздушные силы Таиланда получили 32 новых OV-10C. Эта модель отличалась от OV-10А оборудованием кабины и рядом изменений, направленных на снижение стоимости эксплуатации. Основные характеристики и вооружение самолёта остались такими же, как на OV-10A.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10C ВВС Таиланда
Тайские «Бронко» привлекались для патрулирования границы с Камбоджей и неоднократно атаковали вьетнамские войска, преследующие на территории Таиланда отряды красных кхмеров. Сообщается, что несколько самолётов было сбито и повреждено огнём зенитных пулемётных установок и ПЗРК «Стрела-2М». При помощи OV-10C тайские власти пытались бороться с незаконным производством опиума в районе «Золотого треугольника», расположенного в горной зоне на стыке границ Таиланда, Мьянмы и Лаоса. «Бронко» не только бомбили и обстреливали объекты, где осуществлялась переработка и хранение наркотического сырья и готовой продукции, но и в ряде случаев перехватывали самолеты, на которых наркотики транспортировались. В 2004 году восемь наименее изношенных тайских OV-10C передали Филиппинам, уцелевшие 11 самолётов списали в 2011 году.

В середине 1970-х Венесуэла купила 10 капитально отремонтированных OV-10А, через некоторое время к ним добавились 16 новых OV-10E. Неизвестно, использовались ли венесуэльские «Бронко» по своему прямому назначению (для борьбы с партизанами), но зато они активно отметились в попытке военного переворота.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10А ВВС Венесуэлы
В феврале 1992 года в ходе очередного мятежа, одним из организаторов которого являлся полковник Уго Чавес, OV-10А/E путчистов совместно с лёгкими штурмовиками EMB 312 Tucano и T-2D Buckeye атаковали президентский дворец, здание МИДа и армейские казармы оставшихся верных президенту частей. В нескольких заходах мятежные пилоты обстреляли наземные цели 70-мм НАР, и сбросили 113 кг бомбы. При этом огнём 12,7-мм счетверённых зенитных пулемётных установок M45 Quadmount один «Бронко» был сбит, экипаж катапультировался и попал в плен. Ещё несколько штурмовиков получили повреждения. В тот же день пилот истребителя F-16A лейтенант Виельма сбил два OV-10E. Несмотря на очевидную угрозу в воздухе, турбовинтовые штурмовики продолжили свою работу. Однако опасность подстерегала их практически везде: огнем крупнокалиберных пулеметов был поврежден очередной OV-10E. Заглох один двигатель, но экипаж решил посадить штурмовик на другом. Казалось, удача уже близко, однако за 300 метров до полосы отказал и второй двигатель, двум летчикам ничего не оставалось, кроме как катапультироваться. Ещё один «Бронко» был поражен ракетой ЗРК «Roland». Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить огонь. Несмотря на старание пилота, посадить штурмовик не удалось, он рухнул прямо на взлетную полосу авиабазы Баракуисименто. После провала путча несколько самолётов мятежников перелетело в Перу, но позже они были возвращены в Венесуэлу.

В настоящее время в составе ВВС Боливарианской Республики числятся четыре OV-10E. Эти самолёты 15-й авиагруппы специальных операций размещены на авиабазе Маракайбо, недалеко от границы с Колумбией. В прошлом их планировалось заменить турбовинтовыми штурмовиками бразильского производства A-29А Super Tucano. Однако сделка сорвалась из-за противодействия США.

Специально для Индонезии в 1975 году был создан штурмовик OV-10F. Всего эта страна купила 12 машин данной модификации. Наиболее заметным отличием от OV-10А стало более мощное встроенное вооружение. Вместо 7,62-мм пулемётов на OV-10F устанавливали 12,7-мм пулемёты.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
В воздухе OV-10F ВВС Индонезии
В 1977 году эти самолеты разместили на авиабазе Лануд Абдулрахман Салех в Маланге. Малайзийские «Бронко» сыграли важную роль в ходе вторжения в Восточный Тимор. При этом ракетно-бомбовые удары наносились не только по позициям вооруженных восточно-тиморских формирований FALINTIL, но и по деревням с мирными жителями.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10F в экспозиции Музея ВВС Индонезии
Служба OV-10F продолжалась до 2015 года, после чего они были заменены A-29А Super Tucano. До вывода из эксплуатации два индонезийских «Бронко» разбились в лётных происшествиях. В настоящее время один турбовинтовой штурмовик является экспонатом Музея ВВС Индонезии в городе Джакарте.

В 1981 году шесть бывших в употреблении OV-10А поступили на вооружении Королевских военно-воздушных сил Марокко. Эти самолёты прошли восстановительный ремонт и базировались в аэропорту двойного назначения Марракеш Менара.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10А ВВС Марокко
Предполагалось, что турбовинтовые штурмовики будут использоваться против отрядов POLISARIO в Западной Сахаре. Всего для этого планировалось закупить 24 «Бронко». Двухместные турбовинтовые самолёты неплохо себя проявили в ходе действий против транспортных конвоев в ночное время. Но такие рейды были достаточно рискованными. Благодаря щедрой финансовой и технической поддержке со стороны Алжира и Ливии фронт POLISARIO имел в своём распоряжении современные системы противовоздушной обороны: 12,7- и 14,5-мм зенитные пулемёты, 23-мм спаренные зенитные установки, ПЗРК «Стрела-2М», мобильные зенитные ракетные комплексы «Оса-АКМ» и «Квадрат». Жертвами этих современных по меркам 1970—1980-х годов систем ПВО стали несколько учебно-боевых самолётов Fouga Magister, истребителей Mirage F-1 и F-5A/Е.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Вскоре после того как турбовинтовые штурмовики совершили несколько боевых вылетов, один самолёт был сбит зенитным огнём. После этого случая «Бронко» старались не привлекать для нанесения ударов в дневное время и переориентировали на ведение разведки и патрулирование заграждений построенной марокканскими военными в пустыне. Все OV-10А ВВС Марокко списали в начале 21 века.

В конце 1980-х ВВС Филиппин были вынуждены расстаться с предельно изношенными поршневыми противопартизанскими штурмовиками АТ-28D Trojan. Эти самолёты активно использовались против левых и исламских повстанцев, а также боролись с пиратством. В 1991 году Манила получила 24 OV-10А, до этого хранившихся в Дэвис Монтан. «Бронко» очень интенсивно эксплуатировались, и в середине 1990-х на Филиппины прибыло ещё 9 турбовинтовых штурмовиков. В 2004 году Таиланд для замены выработавших свой ресурс машин передал восемь OV-10C. В 2009 году девять OV-10А /С были капитально отремонтированы.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10C ВВС Филиппин
Согласно заявлениям представителей Philippine Air Force, штурмовики OV-10А /С в первую очередь предназначены для обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных и военно-морских сил, ведения тактической воздушной разведки, нанесения ракетно-бомбовых ударов по объектам противника и обеспечения развертывания боеготовых сил в районах операций по требованию вышестоящего штаба. Однако фактически филиппинские «Бронко» занимались борьбой с разного рода повстанческими группировками, пресечением незаконных морских перевозок и пиратства в территориальных водах.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
В начале 21 века все OV-10А/C сведены в 16-ю ударную эскадрилью Attack Eagles. Местом базирования «Атакующих орлов» являются авиабазы Данило Атьенца неподалёку от Манилы и Лумбия в провинции Восточный Мисамис.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Спутниковый снимок Google Earth: OV-10А/C на авиабазе Данило Атьенца
В 2000 году «Бронко» сыграли решающую роль в кампании по разгрому лагерей «Фронта национального освобождения Моро» (MNLF) в центральной части Минданао и в преследовании террористической группы «Абу Сайяф» на западе Минданао.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Модернизированный OV-10C ВВС Филиппин
Для продления срока службы и увеличения боевого потенциала часть филиппинских «Бронко» прошла через программу модернизации сопряженной с восстановительным ремонтом. Самолёты получили двигатели Pratt & Whitney Canada PT6A-67 мощностью 1020 л.с. с четырехлопастным винтами и новое бортовое оборудование.

Два противоповстанческих самолета приспособили для использования американских УАБ серии Raytheon Enchanced Paveway с лазерной системой наведения. В 2011 году 22 комплекта таких УАБ были переданы Филиппинам по программе помощи.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
В начале февраля 2012 года управляемые бомбы применялись при нанесении ударов по лагерю исламских боевиков на острове Холо. Последний случай боевого применения «Бронко» на Филиппинах зафиксирован в июне 2017 года, когда «Атакующие орлы» бомбили позиции исламистских боевиков в окрестностях города Марави, на севере страны.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10А ВВС Филиппин перед боевым вылетом
Согласно официальным данным, за всё время службы ни один филиппинский «Бронко» не был потерян от огня противника. Однако два самолёта разбились в лётных происшествиях. Точное число дееспособных «Бронко», имеющихся на Филиппинах, неизвестно. Ряд экспертов полагает, что в воздух для выполнения боевой задачи могут подняться 4-5 самолётов, хотя в строю числится 9 машин. Прикованные к земле штурмовики скорей всего используются как источник запчастей. В 2018 году с США обсуждался вопрос передачи нескольких модернизированных боевых самолётов OV-10G+. Машины этого типа с успехом использовались в Ираке против исламистов. Однако командование Philippine Air Force предпочло приобрести новые A-29А Super Tucano.

В 1991 году США поставили Колумбии 24 OV-10А, ещё три машины, переданные в середине 1990-х, использовались как источник запчастей. Подробностей о службе колумбийских «Бронко» в открытых источниках почти нет. Турбовинтовые штурмовики оказывали непосредственную авиационную поддержку армейским подразделениям в ходе операций против вооруженных отрядов «Революционных вооружённых сил Колумбии» (FARC) и «Армии национального освобождения» (ELN), а также применялись для пресечения наркотрафика. Во времена своего расцвета в 1990-е годы группировки FARC и ELN контролировали около 45% территории страны.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10А ВВС Колумбии
Впоследствии несколько OV-10А модернизировали до стандарта OV-10D. Один самолёт был потерян в бою, ещё несколько получили тяжелые повреждения. В ноябре 2015 года, после 24 лет службы, ВВС Колумбии списали все оставшиеся самолеты OV-10. Сейчас их функции возложены турбовинтовые штурмовики бразильского производства A-29А Super Tucano.

В конце 1980-х — начале 1990-х американские подразделения специального назначения были задействованы в операциях по борьбе с производством и распространением кокаина в странах Центральной и Южной Америки. При этом им оказывали воздушную поддержку строевые эскадрильи ВВС США. Достоверно известно, что американские «Бронко» размещались на авиабазах в Колумбии и Гондурасе.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Лёгкие штурмовики OV-10А из состава 27-й авиационной эскадрильи тактической поддержки ВВС США в воздушном пространстве Гондураса, май 1988 года
В США, помимо военного использования, примерно два десятка разоруженных «Бронко» передали в пожарную авиацию. В большинстве случаев раскрашенные в красно-белый цвет OV-10А корректируют сброс огнегасящей жидкости с тяжелых самолётов и ведут поиск очагов возгорания.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Несколько машин использовалось НАСА в исследовательской программе по изучению распространения шума при полётах на малой высоте и влиянию турбулентности на управление воздушным судном при минимальной скорости полёта. Один «Бронко» оставался в эксплуатации на авиабазе НАСА в Лэнгли в 2009 году.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
С учётом того, что OV-10А через два с лишним десятка лет после начала серийного производства уже не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям, встал вопрос о модернизации самолёта. В первую очередь речь шла о расширении разведывательно-поисковых возможностей. Определённые наработки для этого были выполнены незадолго до вывода американских войск из Юго-Восточной Азии. В 1972 года два переоборудованных турбовинтовых штурмовика, переданные эскадрилье VMO-2 КМП США, проходили боевые испытания в районе Да Нанга. Самолёты, оснащённые ИК-системой обзора и лазерным дальномером-целеуказателем, вели ночную охоту за грузовиками на «Тропе Хо Ши Мина». Хотя прицельно-обзорная аппаратура работала не всегда надёжно, эксперимент признали удачным. Однако в связи с окончанием боевых действий надежды руководства компании North American на крупный военный заказ не оправдались.

В начале 1970-х была предпринята попытка продать «Бронко» с ночными поисковыми системами Южной Корее. Эта страна испытывала трудности с перехватом северокорейских Ан-2, на которых забрасывали диверсантов. Тихоходные поршневые бипланы, летящие на малой высоте в ночное время, по горным распадкам не обнаруживались наземными радиолокаторами. Южнокорейских военных заинтересовал «Бронко», оснащенный ИК-системой и способный перехватывать в ночное время легкомоторные самолёты и бороться с вертолётами. Был выдан заказ на 24 самолёта, но потом его аннулировали. Вместо турбовинтовых штурмовиков Республика Корея закупила вертолёты AH-1 Cobra, а проблему обнаружения маловысотных воздушных целей стали решать путём развёртывания радиолокационных постов на вершинах горных хребтов.

В ряде источников говорится, что в 1978 году КМП США приобрел 24 модернизированных «Бронко». Есть большая вероятность, что это были самолеты, от которых отказалась Республика Корея.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10D
Модернизированный штурмовик OV-10D от ранней модификации OV-10А отличался составом БРЭО, двигателями, вооружением и удлинённой носовой частью. На самолёте установили двигатели Garret T76-G-420/421 мощностью 1040 л.с. Помимо уже упомянутых ночной ИК-системы и лазерного дальномера-целеуказателя, на борту появились станция предупреждения о радиолокационном облучении, аппаратура отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Подсветка цели лазером позволяла использовать управляемые авиационные боеприпасы.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
На некоторых самолётах в кормовой части фюзеляжа, снизу смонтировали турель с трехствольной 20-мм пушкой М-197. Штурмовики OV-10D поступили на вооружение эскадрильи VMO-2 и резервной эскадрильи Корпуса морской пехоты VMO-4. В 1985 году отрабатывались взлёт и посадка турбовинтовых OV-10D с авианосца «Саратога». В перспективе рассматривался вариант базирования «Бронко» на десантных вертолётоносцах, но в жизнь эти планы не воплотились.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
«Бронко» в качестве самолётов передового авиационного наведения приняли участие в операции «Буря в пустыне» в январе—феврале 1991 года. В ходе кампании иракские средства ПВО сбили две машины.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Хотя МО США в 1990-е годы активно избавлялось от авиатехники времён вьетнамской войны и ВВС США сняли «Бронко» с вооружения в 1991 году, турбовинтовые штурмовики, пусть и в небольшом количестве, до 1995 года оставались в авиации Корпуса морской пехоты, после чего их передали на хранение. Но, судя по всему, несколько штурмовиков сохранилось в лётном состоянии в центрах боевой подготовки авиации ВМС и КМП США.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Cпутниковый снимок Google Earth: OV-10 Bronco на авиабазе Фаллон
Несмотря на солидный возраст, время от времени предпринимались попытки «реанимировать» «Бронко», поскольку потребность в самолетах такого назначения весьма ощутима. В конце 1990-х несколько штурмовиков улучшили до уровня OV-10D+. Стрелочные приборы заменили современной авионикой, в распоряжении экипажа появились новые системы связи и спутниковой навигации. Усилению подверглись фюзеляж и крыло.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Пуск НАР с OV-10D+
В 2009 году корпорация Boeing представила боевой самолёт OV-10X, в котором сохранен планер «Бронко», но установлены новые двигатели, современное бортовое оборудование, а в состав вооружения включены высокоточные средства поражения. В рамках программы Combat Dragon II штурмовик получил «стеклянную кабину», систему шифрованной радиосвязи и тактические каналы передачи данных Link-16, а также дополнительный топливный бак. В носовой части разместили оптикоэлектронную многоканальную станцию MX-15HD FLIR, которая способна обнаруживать и сопровождать цели в дневное и ночное время. В дополнение к ОЭМС пилоты используют новые нашлемные системы ночного видения Scorpion. Стоимость модернизации двух самолётов составила $20 млн.

Новая система управления огнем OV-10G+ позволяет экипажу применять малокалиберные ракеты с лазерной системой наведения, которые пришли на смену неуправляемым 70-мм НАР, также в боекомплект входят ПТУР AGM-114 Hellfire. В отношении малокалиберных авиационных боеприпасов известно, что на OV-10G+ может быть размещено до 38 таких ракет – по 19 в каждой пусковой установке. Для уничтожения укрепленных целей – бункеров, заглублённых в землю командных пунктов и железобетонных ангаров, экипажи «Бронко» могут применять бетонобойные бомбы с лазерным наведением Paveway II (вес 454 кг) или Paveway IV (вес 227 кг). Поскольку в составе СУО самолета имеется модуль системы глобального позиционирования GPS, есть возможность использования корректируемых авиабомб типа JDAM. БРЭО OV-10G+ позволяет обрабатывать информацию, поступающую с разведывательных беспилотных летательных аппаратов, используемых подразделениями ССО. Для защиты от зенитных ракет с тепловым наведением помимо ИК-ловушек возможна подвеска контейнера с лазерной системой противодействия.

Согласно информации, опубликованной в СМИ, турбовинтовые штурмовики OV-10G+ в 2015 году выполнили 132 боевых вылета в Ираке, а в 120 из них успешно поразили намеченные цели. Этими боевыми самолётами управляли летчики 6-го учебного авиационного крыла ВМС США. Немаловажным фактом является то, что стоимость лётного часа модернизированного «Бронко» обходилась многократно дешевле, чем других боевых летательных аппаратов и составляла приблизительно $1000. Для сравнения: один час использования БПЛА MQ-9A на тот момент составлял $4762, штурмовика А-10С — $17716, а «ганшипа» АС-130U — $45986.

Крупнейшим частным оператором самолётов OV-10А/D в США является компания DynCorp International. В прошлом эта компания оказывала услуги военным США в Боливии, Боснии, Сомали, Анголе, Гаити, Колумбии, Косово и Кувейте. Специалисты DynCorp International обучали технический персонал ВВС Ирака и Афганистана.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
OV-10D на авиабазе Патрик
«Бронко», принадлежавшие в прошлом к Корпусу морской пехоты, по договору с Государственным департаментом США участвуют в операциях по противодействию производству наркотиков и выполняют другие деликатные миссии за пределами США. Самолёты имеют гражданские регистрационные номера и с них, согласно официальной версии, демонтировано вооружение. В то же время на нескольких OV-10D сохранены поисковые оптоэлектронные системы ночного видения. Защита кабины усилена дополнительной кевларовой бронёй. В грузовом отсеке может устанавливаться бак для дефолиантов, которыми обрабатывают плантации наркосодержащих растений. Основным местом размещения OV-10А/D компании DynCorp International является авиабаза Патрик во Флориде.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Самолёты OV-10D+ частной авиационной компании Blue Air Training
В марте 2020 года частная авиационная компания Blue Air Training приобрела семь самолетов OV-10D +/G. Кроме процесса обучения иностранных курсантов атаке наземных целей, «Бронко», на которых сохранены узлы вооружения, могут использоваться для выполнения различных миссий в странах «третьего мира» и имитации самолётов противника во время учений. Восстановительный ремонт «Бронко» осуществляется в мастерских аэропорта Чинно в Калифорнии.

Служба и боевое применение турбовинтовых штурмовиков OV-10 Bronco после окончания вьетнамской войны
Таким образом, турбовинтовой штурмовик, созданный для противодействия Вьетконгу более 50 лет назад, до сих пор остаётся востребованным. Его боевая эффективность была существенно увеличена благодаря внедрению современных прицельно-поисковых, навигационных и связных систем. Новые экономичные турбовинтовые двигатели увеличенной мощности улучшили лётные данные. Применение кевларовой и керамической брони в сочетании с аппаратурой постановки помех позволило повысить живучесть.

Источник: topwar.ru